Статьи

Английские танки

Окончание споров в СССР и Германии о роли танков и последовавшее вслед за этим массовое развертывание танковых войск в этих странах заставило британских военных выйти из состояния спячки.

Начиная примерно с 1934—1935 года разработка бронетанковой техники в Великобритании резко активизировалась.
К этому времени в основном определились и взгляды военного руководства на тактическое применение танков. В соответствии с ними в Англии танки разделили на три класса: легкие, пехотные и крейсерские.Причем позже других сформировалась концепция именно крейсерских танков. На первых порах их функции должны были выполнять легкие боевые машины — скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии (в Великобритании, как и во многих других странах, танковые части создавались на основе кавалерийских, с сохранением названий, символики и даже парадной формы одежды). Главной же задачей пехотных танков стала непосредственная поддержка пехоты на поле боя. Эти машины имели ограниченную скорость и мощное бронирование. Порой доходило до абсурда: коробка передач пехотного танка «Матильда I», например, имела всего одну скорость — считалось, что этого вполне хватает.
В 1936 году англичане считали достаточным вооружать танки только пулеметами. Здравый смысл, правда, вскоре восторжествовал, и сначала на крейсерских, а затем и на пехотных машинах появилась 2-фунтовая пушка. Ее возможности, впрочем, были весьма ограничены — в боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.
Катастрофа в Дюнкерке заставила англичан несколько пересмотреть свои взгляды. На легкие танки теперь возлагались только разведывательные функции, да и то их в ходе войны постепенно передавали бронеавтомобилям. Роль пехотных танков, единственно неплохо зарекомендовавших себя в боях на континенте, практически не изменилась, а усилия по их совершенствованию сводились к увеличению мощи вооружения и броневой защиты.
Разворачивавшиеся боевые действия в Северной Африке с использованием большого числа машин с обеих сторон выявили огромную потребность армии в надежном и полноценном танке для самостоятельных бронетанковых соединений. Ни один из состоявших тогда на вооружении британской армии крейсерских танков в полной мере этим требованиям не отвечал. Англичанам долго не удавалось добиться их достаточной надежности. Остается лишь удивляться, что страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение ряда лет не могла достичь правильной эксплуатационной надежности танковых двигателей й элементов ходовой части. Решить эти вопросы англичане смогли только в 1944 году. К этому времени существенно снизились значение пехотных танков и их удельный вес в танковых частях. Крейсерский же танк все больше приобретал черты универсального. Вскоре после завершения 2-й мировой войны англичане отказались от деления танков на классы по назначению.
Для 40-х годов нельзя признать прогрессивными конструкцию и технологию сборки английских танков. Корпуса и башни (если последние не выполнялись цельнолитыми) собирались при помощи болтов на каркасах или бескаркасным методом («Валентайн»), Сварка применялась крайне ограниченно. Броневые листы, как правило, располагались вертикально, без каких-либо углов наклона. Ни по броневой защите, ни по огневой мощи танки Великобритании, особенно во второй половине войны, не могли конкурировать с немецкими.
Отставали от реальных потребностей и темпы танкового производства накануне и во время 2-й мировой войны. Например, к декабрю 1938 года промышленность должна была поставить армии более 600 крейсерских и около 370 пехотных танков. Однако первых выпустили всего 30, а вторых —60. Год спустя в армию поступило только 314 танков всех типов. В результате Англия вступила в войну, имея немногим более 600 танков, из которых более половины — легкие. Всего же за годы войны произвели 25 116 танков, около 4000 САУ и ЗСУ. Причем значительная часть последних была изготовлена с использованием шасси устаревших и снятых с вооружения машин. Говоря о производстве танков в Соединенном Королевстве, следует учитывать, что значительная часть выпущенных в военный период боевых машин на фронт так и не попала и использовалась в учебных целях.
Около 30 000 танков и САУ в годы 2-й мировой войны поступило в Великобританию из США по программе ленд-лиза. При этом доля американских боевых машин в частях Королевского танкового корпуса и Королевской артиллерии постоянно увеличивалась, а к окончанию боевых действий американских танков насчитывалось больше, чем английских.
В канун войны британские танковые войска не имели дивизионной организации. Их представляли только отдельные полки и бригады. Танковые части Британских экспедиционных сил (BEF — British Expeditionary Forces), прибывшие во Францию в сентябре 1939 года, были сведены в две легкие разведывательные бригады (1st and 2nd Light Recce Armoured Brigade). Кроме них, на материк доставили 1-ю армейскую танковую бригаду (1st Army Tank Brigade), оснащенную пехотными танками. Примерно в это же время на территории Великобритании сформировали 1-ю танковую дивизию (1st Armoured Division). В феврале 1940 года в Египте на базе частей так называемой Мобильной дивизии (Mobile Division) была создана провоевавшая в дальнейшем всю Африканскую кампанию прославленная 7-я танковая дивизия (7th Armoured Division); ее танкисты получили прозвище Desert Rats — «пустынные крысы».
На Дальнем Востоке Королевский танковый корпус в 1941 году представляли только два танковых полка — 7-й гусарский (7th Hussars) и 2-й Королевский (2nd RTR). Дислоцированные в Сингапуре, они после захвата его японцами были переброшены в Бирму. Туда же впоследствии прибыли из метрополии еще два танковых полка. Кроме английских, в боевых действиях в Юго-Восточной Азии принимали участие австралийские и индийские танковые части. В ходе войны темп формирования бронетанковых соединений и частей несколько увеличился. К осени 1941 года сформировали 5 танковых дивизий и 5 отдельных танковых бригад. Высшим соединением являлась дивизия, состоявшая из двух бригад по три танковых полка в каждой, а также двух мотоциклетно-стрелковых батальонов, артиллерийского и смешанного зенитно-противотанкового полков. Всего в ней насчитывалось около 300 танков. Опыт боевых действий в Северной Африке показал, что такая структура громоздка и трудноуправляема. Крайне незначительное количество пехоты и малое число артиллерийских орудий также существенно снижали боевые возможности этих соединений. Поэтому во втором полугодии 1942-го дивизии реорганизовали. По новой организации дивизия состояла из одной танковой бригады (три танковых полка по 72 танка в каждом и
I мотопехотный батальон), мотопехотной бригады, двух артиллерийских полков Королевской конной артиллерии (Royal Horse Artillery) или Королевской полевой артиллерии (Royal Field Artillery) — всего 96 орудий; полка противотанковой артиллерии (Anti-Tank Regiment) — 48 орудий, подразделений обеспечения и обслуживания. Всего в дивизии было около 18 000 человек и 344 танка.
В отдельную танковую бригаду, предназначавшуюся для совместных действий с пехотными дивизиями, входили три танковых полка четырехэскадронного состава с 260 танками.
Таким образом, основу бронетанковых войск армии Великобритании во 2-й мировой войне составляли танковые бригады и танковые дивизии. Причем бригады существовали двух типов: танковые (Armoured Brigade) и армейские танковые (Army Tank Brigade). Последние предназначались для взаимодействия с пехотными соединениями и оснащались пехотными танками.
Всего за годы 2-й мировой войны в Великобритании сформировали
II танковых дивизий и 30 бригад. Более крупные танковые соединения отсутствовали, хотя в отдельных случаях армейские корпуса и состояли из танковых дивизий, как это имело место у Эль-Аламейна и Кана (1942—1944 гг.). В этих случаях в 10-м и 8-м армейских корпусах насчитывалось по три танковые дивизии.
В большинстве же случаев при прорыве подготовленной обороны танковые дивизии находились во втором эшелоне корпуса и вводились в бой для завершения прорыва главной полосы обороны противника.
Английское командование стремилось к централизованному использованию своих танковых соединений. Дивизия, как правило, действовала по двум направлениям в полосе 4—8 км. При наличии слабого сопротивления противника она могла наступать по 3—4 направлениям в полосе до 12 и более километров. Оперативная плотность в ряде случаев доходила до 100 и более боевых машин на 1 км. Следует подчеркнуть, что авиация, взаимодействие с которой было прекрасно налажено, активно поддерживала действия танковых частей.
В морских десантных операциях танковые части использовались для усиления пехотных дивизий первого и второго эшелонов. Так, например, во время высадки в Нормандии каждая пехотная дивизия первого эшелона усиливалась двумя танковыми полками.
В ходе 2-й мировой войны английские танковые соединения вели и оборонительные боевые действия. В этом случае танковые дивизии находились во втором эшелоне и использовались для нанесения контрударов и контратак. Иногда танковые соединения самостоятельно обороняли важные рубежи. При этом в их первых эшелонах находились мотопехотные части, усиленные танками и САУ.
В целом наступательные действия английских танковых соединений и частей характеризовались методичностью, стремлением к фронтальному наступлению, отсутствием маневра. В обороне они наносили контратаки и контрудары, а в отдельных случаях использовались для самостоятельного удержания важных рубежей и районов. По мере приобретения боевого опыта взаимодействие танковых частей с другими родами войск, в первую очередь с пехотой и авиацией, становилось все более четким и отлаженным.
Большое значение в Великобритании придавалось обучению личного состава танковых войск. Как следствие уровень боевой подготовки английских танкистов был очень высоким, не уступал немецкому и значительно превосходил итальянский. Сравнительно невысокими были и людские потери.
В ходе войны английские танковые войска приобрели богатый опыт боевых действий в пустыне, а также участия в десантных операциях. Опыт же боевых действий в условиях центрально-европейского театра военных действий был явно недостаточным.

 

 

 

 


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com