Танк кв-1 с заплатками
Танки КВ-1 и пехота
Горящий танк КВ-1
Горящий танк КВ-1
Лейтенант И. Пирожков, командир танка КВ-1, уничтоживший в бою целую колонну вражеской мотомеханизированной техники.
Лейтенант И. Пирожков, командир танка КВ-1, уничтоживший в бою целую колонну вражеской мотомеханизированной техники.
Механик-водитель танка КВ
Механик-водитель танка КВ
Переселение жителей Локотской республики на Лепельщину. Танк КВ бронедивизиона РОНА, 1943 год.
Переселение жителей Локотской республики на Лепельщину. Танк КВ бронедивизиона РОНА, 1943 год.
Советские танки КВ-1Э и КВ-1 из состава 124-й танковой бригады Ленинградского фронта
Советские танки КВ-1Э и КВ-1 из состава 124-й танковой бригады Ленинградского фронта, подбитые у рощи северо-восточнее Ивановки на Петергофском шоссе 9 октября 1941 года в ходе Стрельнинской операции.8 октября 1941 года 32 танка КВ 124-й танковая бригада под командованием майора Лукашика с двумя ротами 124-го мотострелково-пулеметного батальона на броне по шоссе Автово – Урицк произвела наступление вдоль Петергофского шоссе в направлении на Стрельну, имея задачей соединение с десантом батальона 20-й дивизии НКВД.
Танк KV-1
Трофейный танк КВ-1
Под трофейный танком КВ-1 обрушился мост
Финны осматривают уничтоженный тяжелый экранированный танк  КВ-1
Финны осматривают уничтоженный тяжелый экранированный танк КВ-1. 1941 г. (фото Esa Sirén)
Подбитый КВ-1
Подбитый КВ-1 (фото Esa Sirén)
Улыбающийся финн на фоне горящего КВ-1
Улыбающийся финн на фоне горящего КВ-1 (фото Esa Sirén)
Танки КВ-1 и БТ-7 Петрозаводск
Танки КВ-1 и БТ-7 Петрозаводск. Позаимствовано у Esa Sirén
Взорванный танк КВ-1
Взорванный танк КВ-1
КВ-1 с экранированной башней, подбитый финскими войсками
Тяжелый танк КВ-1 с экранированной башней, подбитый финскими войсками
Экипаж танка КВ-1
Экипаж танка КВ-1, 1941 г.

Тяжелый танк КВ-1

тяжелый танк кв-1 

Его броня выдерживала десятки попаданий противотанковых пушек. Его гусеницам были подвласны грязь и снег. Он не имел себе равных в открытом бою!



Расстрелявший немецкую танковую колонну советский танк КВ-1C (скоростной) и его погибший танкист. Воронежский фронт. Январь-февраль 1943г.


Конструкторы многих стран пытались создать танк, сочетающий надежное, бронирование мощное вооружение и высокую манёвренность. Основной особенностью проектирования тяжелых танков после Первой Мировой было оснащение конструкции несколькими башенками и множеством вооружения. Броня таких машин была тонкой и легко уязвимой для любой артиллерии. Даже такие монстры как Т-35 имели противопульную броню. Зато Т-35 имел экипаж 11 человек, 5 пулеметов и 3 пушки вооружения.

Опыт Гражданской войны в Испании показал, что теперь самый страшный противник танковскорострельные противотанковые пушки. В середине 30-х их производство поставили на поток. Снаряды 37-мм пушек без труда пробивали броню техники того времени.
По итогам применения Т-26 и БТ в СССР сделали выводмеханизированным соединениям РККА срочно нужны танки с противоснарядной защитой.
Осенью 1938 г. вопрос о создании тяжелых машин был вынесен на заседание Главного Военного Совета СССР. Армейское руководство во главе с начальником вооружения РККА Григорием Куликом настаивало на продолжении использования многобашенных машин. Рассматривались два проекта: СМК и Т-100. Они должны были иметь по две башни и противоснарядную броню.

Финские солдаты и захваченный КВ-1. 1941 г. Корелия 

 

 Для 1940 года серийный КВ-1 являлся подлинно новаторской конструкцией, воплотившей в себе самые передовые идеи того времени: индивидуальную торсионную подвеску, надёжное противоснарядное бронирование, дизельный двигатель и одно мощное универсальное орудие в рамках классической компоновки. Хотя по отдельности решения из этого набора неоднократно реализовывались ранее на других зарубежных и отечественных танках, КВ-1 был первой боевой машиной, воплотившей в себе их комбинацию. Некоторые эксперты рассматривают его как этапную машину в мировом танкостроении, оказавшую значительное влияние на разработку последующих тяжёлых танков в других странах.

 

 Классическая компоновка на серийном советском тяжёлом танке была применена впервые, что позволило КВ-1 получить наиболее высокий уровень защищённости и большой модернизационный потенциал в рамках этой концепции по сравнению с предыдущей серийной моделью тяжёлого танка Т-35 и опытными машинами СМК и Т-100 (все — многобашенного типа). Основой классической компоновки является разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое отделение и моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель и стрелок-радист размещались в отделении управления, три других члена экипажа имели рабочие места в боевом отделении, которое объединяло среднюю часть бронекорпуса и башню. Там же располагались орудие, боезапас к нему и часть топливных баков. Двигатель и трансмиссия были установлены в корме машины.

 

 Видео поднятия танка КВ-1 со дна Невы


Боевое применение

Если не считать по сути экспериментального применения КВ в финской кампании, танк впервые пошёл в бой после нападения Германии на СССР. Первые же встречи немецких танкистов с КВ ввели их в состояние шока. Танк практически не пробивался из немецких танковых пушек (например, немецкий подкалиберный снаряд 50-мм танковой пушки пробивал борт КВ с дистанции 300 м, а лоб — только с расстояния 40 м)[2]. Противотанковая артиллерия также была малоэффективна: так, бронебойный снаряд 50-мм противотанковой пушки Pak 38 позволял поражать КВ в благоприятных условиях на дистанции только меньше 500 м. Более эффективным был огонь 105-мм гаубиц и 88-мм зениток.
Однако танк был «сырым»: сказывалась новизна конструкции и поспешность внедрения в производство. Особенно много хлопот доставляла трансмиссия, не выдерживавшая нагрузок тяжёлого танка — она часто выходила из строя. И если в открытом бою КВ действительно не имел себе равных, то в условиях отступления многие КВ даже с мелкими поломками приходилось бросать или уничтожать. Чинить или эвакуировать их не было никакой возможности.
Несколько КВ — брошенных или подбитых — были восстановлены немцами. Впрочем, трофейные КВ использовались непродолжительное время — сказывалось отсутствие запчастей при всё тех же частых поломках.
КВ вызывал противоречивые оценки военных. С одной стороны — неуязвимость, с другой — недостаточная надёжность. Да и с проходимостью не всё так однозначно: танк с трудом преодолевал крутые склоны, его не выдерживали многие мосты. Кроме того, он разрушал любую дорогу — за ним уже не могла двигаться колёсная техника, из-за чего КВ всегда ставили в конец колонны.
В общем, по оценкам современников, КВ не имел особых преимуществ перед Т-34. Танки были равны по огневой мощи, оба были малоуязвимы для противотанковой артиллерии. При этом Т-34 обладал лучшими динамическими характеристиками, был дешевле и проще в производстве, что немаловажно в военное время.
К недостаткам КВ также относят неудачное расположение люков (например, в башне всего один люк, при пожаре быстро выбраться через него втроём было невозможно), а также «слепоту»: танкисты имели неудовлетворительный обзор поля боя (впрочем, это было типично для всех советских танков начала войны).

Экипаж танка КВ-1 на броне

 
С целью устранить многочисленные нарекания летом 1942 года танк был модернизирован. За счёт уменьшения толщины брони снизилась масса машины. Были устранены различные крупные и мелкие недостатки, в том числе «слепота» (установлена командирская башенка). Новая версия была названа КВ-1с.
Создание КВ-1с было оправданным шагом в условиях неудачного первого этапа войны. Однако этот шаг лишь приблизил КВ к средним танкам. Армия так и не получила полноценного (по более поздним стандартам) тяжёлого танка, который бы резко отличался от средних по боевой мощи. Таким шагом могло бы стать вооружение танка 85-мм пушкой. Но дальше экспериментов дело не пошло, так как обычные 76-мм танковые пушки в 1941—1942 годах без труда боролись с любой немецкой бронетехникой, и причин для усиления вооружения не было.

Танк КВ-1. Литая башня
Однако после появления в германской армии Pz. VI («Тигр») с 88-мм пушкой все КВ в одночасье устарели: они были неспособны на равных бороться с немецкими тяжёлыми танками. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боёв по прорыву блокады Ленинграда три «Тигра» 1-й роты 502-го тяжёлого танкового батальона уничтожили 10 КВ. При этом немцы потерь не имели — они могли расстреливать КВ с безопасной дистанции. Ситуация лета 1941 года повторялась с точностью до наоборот.

Танк КВ-1, поднятый со дна Невы

 Танк КВ-1, поднятый со дна Невы
КВ всех модификаций использовались до самого конца войны. Но их постепенно вытесняли более совершенные тяжёлые танки ИС. По иронии судьбы, последней операцией, в которой КВ использовались в большом количестве, стал прорыв линии Маннергейма в 1944 году. Командующий Карельским фронтом К. А. Мерецков лично настоял на том, чтобы его фронт получил именно КВ (Мерецков командовал армией в Зимней войне и тогда буквально влюбился в этот танк). Уцелевшие КВ собрали буквально по одному и направили в Карелию — туда, где когда-то началась карьера этой машины.
К тому времени небольшое количество КВ всё ещё использовалось в качестве танков. В основном после демонтажа башни они служили как эвакуационные машины в подразделениях, оснащённых новыми тяжёлыми танками ИС.

Поднятый танк КВ-1. Видео.

 

Модификации

На базе танка КВ-1 были созданы двухорудийная (2 по 76мм) и трехорудийная (76 мм и 2  по 45 мм) опытные самоходные установки КВ-7.

 опытные самоходные установки КВ-7

 

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com