Танк Char 2C фото журнала Life
Танк Char 2C фото журнала Life из коллекции Google

Тяжелый французский танк 2C

Тяжелый французский танк 2C

По инициативе «отца французских танков» генерала Эстьена 20 октября 1916 года началось проектирование «тяжелого танка для прорыва укреплен­ных районов противника в предстоящих наступательных боях». Эту работу поручили фирме FCM («Объединение ме­таллургических заводов и судострои­тельных предприятий Средиземномо­рья»). Фирму выбрали неслучайно — она имела богатый опыт проектирова­ния и постройки гражданских судов и военных кораблей, а новый танк заду­мывался как настоящий «сухопутный броненосец».

30 декабря 1916  года проект танка, получивший обозначение 1 А, предста­вили в консультационный комитет. Это была 38-т машина со 105-мм пушкой в корпусе, 15 — 20-мм броней и дви­гателем мощностью 210 л.с. В ходе обсуждения проекта в январе 1917 года возникло множество разногласий по поводу конструкции танка. Генерал Эстьен, например, предлагал устано­вить на машину башню с 75-мм пуш­кой, некоторые выступали за исполь­зование электрической трансмиссии вместо механической. Однако к едино­му мнению комиссия не пришла, и по­этому решено было изготовить опыт­ный образец танка 1А по представлен­ному проекту, а параллельно разрабо­тать еще несколько вариантов тяже­лого танка.

Тяжелый французский танк 2C

По ряду причин постройка прототи­пов затянулась вплоть до декабря 1917 года. К этому времени в цехах верфи FCM в г. Сейне близ Тулона собрали три боевых машины. Две из них, получив­шие обозначение Char 1A, имели мас­су 41 т и защищались 35-мм броней; вооружение состояло из 75-мм пушки и двух 8-мм пулеметов Hotchkiss мод. 1914 г. Машины отличались друг от дру­га в основном трансмиссией: на одной она была механической, на другой— электрической, третью же, названную Char 1B, вооружили 105-мм гаубицей. Несмотря на ряд существенных недо­статков, танк Char 1А в целом был при­знан удовлетворительным. Но от его серийного производства отказались в пользу более совершенной машины — Char Lourdes 2С (тяжелый танк 2С), разработанной фирмой FCM 21 февра­ля 1918 года, еще до изготовления пер­вого прототипа, фирма получила заказ на 300 танков 2С, которые должны были быть готовы к летному наступлению союзников. Сначала FCM отказы­валась от этого контракта, ссылаясь на то, что не может изготовить более 60 танков к 1 мая 1919 года, но затем все-таки согласилась. Тем не менее, дело сильно затянулось, и к моменту окончания Первой мировой войны, в нояб­ре 1918 года в постройке на судостроительных верфях в Сейне находилось лишь 10 машин.

Тяжелый танк 2C

По своей конструкции 2С напоми­нал английские танки Первой мировой войны — его гусеницы охватывали корпус, что облегчало преодоление вертикальных препятствий. Однако на этом сходство заканчивалось. Воору­жение французской боевой машины размещалось не в спонсонах, а в двух продольно расположенных вращаю­щихся башнях. В передней была уста­новлена 75-мм пушка, в кормовой — 8-мм пулемет Hotchkiss мод. 1914 г. Еще три пулемета размещались в трех шаровых установках в корпусе — один в лобовом листе и по одному в бор­тах. Обе башни оборудовались стро­боскопами, существенно облегчавши­ми наблюдение за полем боя. Правда, ни из одной башни нельзя было вести огонь на 360°: мешала высокая кры­ша моторного отделения. Боекомплект состоял из 125 артвыстрелов и 10 000 патронов.

Бронирование по тем временам было весьма мощным. Толщина лобовой бро­ни корпуса и башни составляла 55 мм, борта и корма корпуса защищались 44-мм броней, крыша — 23-мм.

Силовая установка танка первона­чально включала два 6-цилиндровых двигателя Mercedes-Benz Gllla мощно­стью по 180 л.с. Позже их заменили 250-сильными двигателями Maybach. Эти моторы предназначались для «цеп­пелинов» и были получены Францией в качестве репараций от Германии.

Танк 2С стал первой в мире боевой машиной, оснащенной электрической трансмиссией. Двигатели приводили во вращение роторы двух генераторов «Сотер-Арле», которые, в свою очередь, снаб­жали электроэнергией два тяговых электромотора. Крутящий момент от по­следних передавался на ведущие колеса, находившиеся в кормовой части танка.

Тяжелый танк 2C

Ходовая часть танка, применительно к одному борту, включала 24 опорных катка малого диаметра, сблокированных в шесть тележек.

Боевая машина развивала макси­мальную скорость до 17 км/ч. Запас хода составлял 160 км. В экипаж танка вхо­дило 12—13 человек.

Для перевозки 69-т танков по желез­ной дороге сконструировали и изготови­ли специальные платформы.

С завершением боевых действий фи­нансирование и изготовление танков было сокращено, поэтому в войска 2С стали поступать только с 1921 года. К этому времени многие высокопоставлен­ные военные начали ставить под сомне­ние их боевую ценность. Доходило до предложений разобрать уже построен­ные машины.

Немцы осматривают тяжелый танк 2CОбеспокоенный этим генерал Эстьен в своем письме от 14 сентября 1923 года, направленном в Военное мини­стерство, писал: «Я стал замечать, что тактические обоснования, которые с конца 1916 года легли в основу разра­ботки танка 2С, игнорируются или пол­ностью упускаются из вида и что есть тенденция рассматривать 65-тонный танк как предназначенный прежде всего для того, чтобы открывать проходы для легких танков и пехоты, разрушать своими гусеницами или снарядами око­пы и наводить мосты. Это ошибка, в которую не должен впадать тактик.

фото танка Char 2C

Основная задача, стоящая перед 65-тонными танками во время войны, идентична тем, которые стоят перед любыми другими типами танков. Уметь внезапно, как только возможно, под прикрытием темноты, тумана или ды­мовой завесы проникать в боевые по­рядки противника, устроить там смя­тение и уничтожать артиллерию пер­вой линии. 65-тонный танк не был за­думан специально для того, чтобы проделывать проходы для других войск. В действительности же бесси­лие первых наших танков перед проч­ной обороной противника заставило нас создать 65-тонный танк с больши­ми возможностями для преодоления препятствий им самим. Мы никогда не рассматривали эти танки как простое вспомогательное орудие преодоления препятствий, но всегда, в первую оче­редь, рассматривали их как элитные войска, способные сокрушить против­ника, недоступного для других боевых машин.

15 месяцев назад, докладывая мар­шалу Петэну о первых успешных испы­таниях танка 2С, я говорил, что, по мое­му мнению, существование такого танка препятствовало бы затягиванию позици­онной войны, в условиях которой мы на­ходились четыре года. Если я не коле­бался перед таким утверждением, то это не потому, что танк 2С может проделы­вать проходы для других войск, а пото­му, что он может проходить сам, атако­вать противника на первой линии обо­роны и сокрушить его — славное дело, на которое он, единственный, может пре­тендовать».

Трудно судить, насколько убедитель­ными оказались доводы генерала, но, тем не менее, к 1923 году все десять построенных 2С передали в 3-й баталь­он 511-го танкового полка, расквар­тированного в военном лагере в Шалоне. В феврале 1929 года полк расфор­мировали, и танки 2С вошли в состав 51-го батальона тяжелых танков, рас­положенного в Бурже. Следует отме­тить, что все боевые машины получи­ли имена собственные (по названиям исторических областей Франции) и но­мера, сначала однозначные, а затем двузначные: № 1(91) Provence («Про­ванс»); № 2(92) Picardie («Пикардия»); № 3(93) Alsace («Эльзас»); № 4(94) Bretagne («Бретань»); № 5(95) Touraine («Турень»); № 6(96) Anjou («Анжу»); № 7(97) Normadie («Нормандия»); № 8(98) Berry («Берри»); № 9(99) Champagne («Шампань»); № 10(90) Poitou («Пуату»).

Все это время велись работы по мо­дернизации танков 2С и повышению их боевых качеств. На них установили ра­диостанции, улучшили работу подвески. В 1926 году была принята программа по усилению бронирования и вооружения. На танке № 9 «Шампань» установили новую башню с 155-мм короткоствольным орудием, усилили броню до 50 мм, дви­гатели «Майбах» заменили на француз­ские 250-сильные моторы «Соте-Арле» и изменили систему управления танком. Масса машины достигла 74 т, и она полу­чила обозначение 2Cbis (bis — второй). Но в ходе испытаний от переделки всех танков по такой схеме отказались. На «Шампань» вновь вернули башню с 75-мм орудием и двигатели «Майбах». В1932 го­ду, после принятия новой програм­мы производства тяжелых танков для французской армии, все работы по мо­дернизации 2С были прекращены.

В марте 1936 года 51-й батальон тя­желых танков снова стал 3-м батальоном 511-го танкового полка, вместе с которым его перевели в Верден. Примерно в это же время количество активно эксплуа­тировавшихся машин сократили до трех. Остальные находились на консервации в танковом парке в Вердене на случай мобилизации.

В конце августа 1939 года 3-й баталь­он 511-го танкового полка опять пере­формировали в 51-й батальон тяжелых танков под командованием майора Фурне. В батальоне имелось 17 офицеров и 278 унтер-офицеров и рядовых. Он вклю­чал в себя штаб, взвод управления, взвод обеспечения и две роты (каждая по три взвода, во взводе один танк): 1-я рота — танки № 90, 92 и 99, 2-я рота — танки № 91, 95, 98. Через несколько не­дель в состав батальона вошли еще две машины: № 97 как танк командования и № 93 как машина резерва. Таким обра­зом, количество 2С, находившихся в экс­плуатации, достигло восьми. Две еди­ницы — № 94 и № 96 — числились в ре­монте.

4 ноября 1939 года 51-й батальон по­кинул район Вердена и передислоциро­вался в Брийе, где приступил к актив­ной боевой подготовке. Все время про­ходило в тренировках по вождению, стрельбе из пушек и пулеметов и демон­страции боевых качеств машин солда­там соседних частей. В конце 1939 — начале 1940 года часть танков баталь­она получила дополнительную броне­вую защиту. Например, на 2С № 97 «Нормандия» (танк командира 51-го танко­вого батальона) толщину лобовой бро­ни довели до 90 мм, бортов — до 50 — 65 мм. В результате масса машины со­ставила 75 т.

 

В начале мая 1940 года район Брийе подвергся бомбовому удару немецкой авиации. Танки рассредоточили в близ­лежащих лесах в готовности к отправ­ке на фронт. 12 июня пришел приказ о переброске батальона в Ландр. Погруз­ка на платформы должна была закончиться ночью, но из-за отсутствия ло­комотивов завершилась только днем

13  июня. Удалось погрузить шесть тан­ков: № 90, 91, 93, 97, 98 и 99. Две ма­шины — № 92 и № 95 — вышли из строя из-за поломок, и их оставили в Брийе. В полдень двумя эшелонами танки 2С отправились     в     Гондрекур-ле-Шато.

14  июня оба поезда прибыли в Бадонвилль. Здесь они подверглись атаке немецких самолетов, но все обошлось без серьезных последствий.

Из-за быстрого продвижения немец­ких войск батальон получил задачу выдвигаться в направлении Мерикурта. Помимо воздушных атак, движение сильно замедлялось расчисткой и вос­становлением железнодорожного по­лотна. 15 июня эшелоны прибыли в Нефшато. Накануне город бомбили, вокзал и станция были сильно повреж­дены. Проследовав дальше (примерно на 50 км к югу), поезда остановились у небольшой деревеньки Мез — желез­нодорожное полотно впереди оказа­лось разрушено, на нем горело не­сколько разбомбленных эшелонов. По­скольку выгрузить тяжелые машины без специального подъемного оборудо­вания, имевшегося только на железно­дорожных станциях, не представля­лось возможным, командир батальона майор Фурне принял решение взорвать танки    и    отходить   пешком.   В 19.00

16 июня 1940 года экипажи перереза­ли трубы бензопроводов и подожгли свои танки. Отойдя примерно на пол­километра, они услышали, как в объя­тых пламенем 2С стали рваться сна­ряды...

Через несколько дней остатки 51-го батальона прибыли в Карло, где и

были расформированы. Но на этом пе­чальном эпизоде история танков 2С не закончилась. На одной машине — № 99 «Шампань» пожар сам собою потух. Вместе с другими 2С, сгоревшими и взорванными, № 99 был захвачен 10-м танковым полком Вермахта и отправ­лен в Германию. На полигоне Куммерсдорф (в районе Цоссена) его отре­монтировали, а осенью 1940 года ис­пытали. Следует отметить, что особый интерес у немцев вызвала конструк­ция электротрансмиссии танка. Извест­ный немецкий конструктор Ферди­нанд Порше, присутствовавший при этом, использовал впоследствии данные этих испытаний при проектирова­нии электротрансмиссии своих ма­шин — танка «Тигр» и САУ «Ферди­нанд». Дальнейшая судьба танка «Шампань» неизвестна, но француз­ские источники утверждают, что «есть его фотография на железнодорожной платформе где-то в Восточной Герма­нии, сделанная в 1948 году».

 

"Бронеколлекция"  №3  2004 г.  Ю.Спасибухов.

 Видео танка FCM 2C. Кинохроника


Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com