В Абердинском музее
В Абердинском музее
Танк Mk.A Whippet Японской Императорской армии
Танк Mk.A Whippet Японской Императорской армии

Средний танк Mk A Whippet

ТТХ танка Mk A «Whippet»
Классификация Лёгкий танк
Боевая масса, т 14,225
Экипаж, чел. 3
История
Годы эксплуатации 1918—начало 1930-х
Количество выпущенных, шт. 200
Размеры
Длина корпуса, мм 6040
Ширина корпуса, мм 2620
Высота, мм 2730
Бронирование
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса,мм/град. 14
Борт корпуса,мм/град. 13
Корма корпуса,мм/град. 5
Крыша корпуса, мм 5
Лоб рубки,мм/град. 14
Борт рубки,мм/град. 13
Крыша рубки,мм/град. 5
Вооружение
Пулемёты 4 × 7,7-мм Hotchkiss M1909,
5400 патронов
Подвижность
Тип двигателя «Tylor» JB4, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 2 × 45
Скорость по шоссе, км/ч 12,8
Скорость по пересечённой местности, км/ч 8
Запас хода пошоссе, км 64 (112 с дополнительными канистрами)
Тип подвески Жёсткая
Удельное давление на грунт, кг/см² 1,12
Преодолеваемый подъём, град. 40
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 2,15
Преодолеваемыйброд, м 0,9

Первый же боевой опыт английских танков показал, что тяжелые тихоходные машины нужно дополнить более легкой и подвижной.

Уильям Триттон (впоследствии удостоенный за свои труды дворянского достоинства) занялся разработкой такой машины на заводе Фостера в Линкольне в инициативном порядке — заказа от военного ведомства на такую машину пока не было, - стремясь создать быстроходный танк, который совместно с кавалерией мог бы вести преследование противни­ка, развивая в глубину прорыв, совершенный тяжелыми танками. При этом машину вновь нужно было создать быстрее и с наименьшими затратами. Поэтому ходовую часть Триттон сконструировал по типу "Little Willy", а в силовой установке использовал два готовых 45-сильных двигателя Тейлора автомобильного типа с отдельными коробками передач.

По сути, речь шла о поставленном на гусеницы легком бронеавтомобиле (правда, со своей силовой установкой на каждый борт), что проявилось и в компоновке танка с передним расположением моторного отделения. Вооружение ограничива­лось одним пулеметом во вращающейся одноместной башне, установленной рядом с рубкой водителя. Машину изготовили в декабре 1916 г., испытали в феврале 1917 г., а 3 марта танк Триттона под девизом "Chaser" ("преследователь", в английском флоте так называли морские охотники) или "легкая машина Триттона № 2" был представлен в Бирмингеме вместе с опытными тяжелыми и специальными танками.

В июне последовал заказ на 350 штук, вскоре сокращенный до 200 из-за высокой стоимости производства. Танк получил обозначение "средний" Mk.А и прозвище "Whippet" (whippet — порода гончей, выведенная на основе английской борзой и известная замечательно быстрым бегом). С производством башен сразу возникли сложности, и для ускорения дела от них решили отказаться, выполнив в корме единую неподвижную рубку с пулеметными установками по периметру, увеличив экипаж с двух до четырех человек — командир, водитель и два пулеметчика. В таком виде танк пошел в серию в декабре 1917 г.
Из-за тесноты рубки от второго пулеметчика обычно отказывались, и его работу выполнял командир. Водитель размещался в рубке на сиденье справа, командир стоял слева от него в выступающей вперед нише с лобовой пулеметной установкой. Для вентиляции и наблюдения командира служил люк в крыше с откидной вперед крышкой. Позади находился пулеметчик, обслуживавший правый или кормовой пулемет.

Посадка и высадка производились через кормовую одностворчатую дверь с шаровой установкой под пулемет. Пол рубки образовывал деревянный настил. Ниша командира и крыша длинно­го моторного отделения сильно ограничивали обзор водителю. Гусеничный ход с жесткой подвеской собирался на бронированных рамках по бортам корпуса.
В танке возили четыре 7,7-мм пулемета Hotchkiss Mk.I, из которых три крепились в шаровых установках, один был запасным. В зависимости от обстановки, пулеметы легко переставлялись из одной установки в другую. Снаряженные жесткие патронные ленты укладывались в стеллажах на полу рубки. Для стрельбы из револьверов служили отверстия с бронезаслонками.


Корпус собирался клепкой и болтами на полосах и уголках из плоских бронелистов толщиной от 14 до 5 мм. Защищенность лобовой части рубки несколько повышалась установкой бронелистов под углами наклона в вертикальной и гори­зонтальной плоскостях.
В моторном отделении параллельно оси машины рядом устанавливались два карбюраторных двигателя Taylor JB водяного охлаждения. Установленный впереди единый радиатор двигателей обдувался двумя вентиляторами, приводимыми цепями Галля, воздух засасывался через бортовые бронежалюзи.

Подача бензина — по системе "Vacuum". Цилиндрический топ­ливный бак располагался в бронированном коробе на носу корпуса — с одной стороны, он максимально удалялся от экипажа, но с другой оказывался весьма уязвим, что могло сделать танк просто неподвижным под огнем противника. Доступ к двигателям осуществлялся через откидные крышки верхних люков, подобно автомобилям тех лет. Пуск двигателей — от магнето и от одной заводной рукоятки в корме. Каждый двигатель соединялся со своей коробкой передач, задававшей четыре скорости: 1-я - 2,28, 2-я - 4,95, 3-я - 8,35, 4-я - 12,8 км/ч. Коробки передач, расположенные под полом рубки, имели также механизм реверса.

Выходной вал коробки передач через червячную пару вращал поперечный вал, на конце которого крепилась звездочка, приводившая через цепь Галля ведущее колесо одного борта. Поперечные валы крепились на подшипниках, снабжались ленточными тормозами.

Средний британский танк  Mk A "Whippet"

При движении по прямой или выходе из строя одного двигателя поперечные валы могли соединяться кулачковым сцеплением, но танк при этом становился неуправляемым. Имелся специальный сдающий фрикционный механизм, ограничивавший мощность, передаваемую с одного вала на другой, 12 л.с. Для поворота с малым радиусом водитель выключал или тормозил одну гусеницу, с большим радиусом — прикрывал дроссель одного двигателя и приоткрывал другого. Положением заслонок дросселей управляло рулевое колесо. Кроме него водитель действовал педалями правого и левого сцеплений, двумя рычагами бортовых тормозов, двумя рычагами коробок передач, рычагом блокировки.
Ходовая часть одного борта включала 16 сдвоенных опорных катков (из них 7 — с ребордами), оси которых жестко крепились по дугообразному нижнему обводу рамы, переднее сдвоенное направляющее колесо с винтовым механизмом натяжения и заднее сдвоенное ведущее колесо зубового зацепления, 5 поддерживающих роликов. Катки одной пары соединялись поперечными болтами и прижимались к рельсам трака винтовой пружиной, катки без реборд удерживались на рельсах трака с помощью особых тарелей. Гусеница состояла из 67 траков, аналогичных тяжелым танкам.Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса, что должно было повысить прохо­димость и способствовать преодолению препятствий. На прочном грунте длина опорной поверхности составляла 1,22 м, а удельное давление — 1,1 кг/ см.кв., в мягкий грунт гусеница погружалась, увеличивая опорную поверхность. В наружной стенке рамы гусеничного хода делались большие отгибы внутрь – через образовавшиеся окна сбрасывалась грязь с верхней ветви гусеницы.
Сзади по бортам рубки над гусеницами крепились ящики ЗИП. Экипажи старались навесить на танк как можно больше дополнительных канистр с бензином. Самым удобным местом казалась крыша, и экипажи нередко даже в бою держали канистры там, хотя инструкции по танковому корпусу это справедливо запрещали. Оптимальным вариантом оказалось крепление канистр на корме под прикрытием "ступеньки" корпуса между выступами ходовой части.

Средний британский танк  Mk A Whippet. Схема
Управление танком "Whippet" было непростым (фактически приходилось управлять двумя машинами сразу), и подготовка водителей требовала большой практики. Водители "Whippet" считались в танковом корпусе виртуозами, и действительно проявляли большое мастерство и смекалку. В одном из боев водитель "Whippet" вел бой в одиночку — заблокировав поперечные валы, он продолжал движение и вел огонь из пулеметов. В тесной рубке жара и загазованность чувствовались сильнее, чем в тяжелых танках, были случаи, когда рулевое колесо и рукоятки пулеметов обжигали танкистам руки. Выхлопные трубы с глушителями выводились по бортам моторного отделения, и хотя отклонялись в стороны, способствовали загазованности рубки экипажа. Угорания экипажей случались здесь чаще, иногда экипажи в бою, чтобы не потерять сознание, дышали через фильтрующие патроны противогазов.

Средний английский танк  Mk A Whippet
Кроме Foster & К° танки "Whippet" строили "Северо-Британские паровозостроительные заводы". Броню поставляла фирма Beardmor. В марте 1918 г. танковый корпус получил первые 50 "Whippet". Mk.А, дорогие и сложные в производстве и эксплуатации, были все же удачнее своих тяжелых "коллег". Танкисты хвастали, что "борзые" способны, по крайней мере, своим ходом вернуться из боя. В общей сложности, до 14 марта 1919 года, было выпущено 200 танков Mk.A.

Уже 26 марта несколько "Whippet" побывали в бою у леса Мэйи-Мэйе, а массово (96 машин) их применили 8 августа под Амьеном, где подвижность "Whippet" позволила впервые в истории танковых войск добиться подобия оперативного прорыва — "Whippet" продвинулись на 10-16 км в глубь германской обороны. Действия "Whippet" настолько отличались от привычной "угрюмой" медлительности тяжелых "tank", что поначалу их восприняли как самостоятельный тип боевой машины. В приказе генерала Раулинсона говорилось: "Выпавшая на долю танков и "Whippet" роль в бою 8 августа была исполнена ими во всех отношениях прекрасно". Сделать Mk.А "кавалерийским" танком не удалось. Для реального действия «маневренных» танков на оперативную глубину необходимо было наладить четкое их взаимодействие с кавалерией и посаженной на грузовики пехотой, обеспечить поддержку их продвижения артиллерийским огнем и авиацией (а значит, нужны были столь же подвижные машины связи), подвоз горючего и боеприпасов, моторизовать инженерные подразделения. Все это в 1918 г. находилось еще в зачаточном состоянии.

Несколько захваченных германскими частями "Whippet" (по различным данным немцам удалось отремонтировать от 2 до 4 танков) зачисляли в танковые "штурмовые отделения", но в боях не использовали. Их основным назначением стало обучение танковых экипажей и выробатка тактики борьбы с бронетехникой.

Танки Mk.A повоевали в войсках интервентов и белых армий в период Гражданской войны в России. 22 марта 1919 г. в Новороссийский порт прибыли шесть Mk V и шесть Mk.А "Whippet", вошедших в 1 -и дивизион танков Вооруженных Сил Юга России. 22 мая два Mk.А участвовали в атаке у местечка Путепровод. В России танки сохраняли английскую нумерацию, но получали новые имена. По крайней мере на одном "Whippet" ("Сибиряк") лобовой пулемет заменили 37-мм пушкой Hotchkiss. В Красной Армии трофейные "Whippet" получили название Taylor (по марке двигателей) и прослужили до начала 30-х гг.

Несколько машин в начале 20-х гг. приобрела Япония, где они эксплуатировались в учебном подразделении до середины 30-х.

Майор Ф. Джонсон, служивший в Центральных мастерских танкового корпуса во Франции (Central Tank Corps Workshops), предложил модернизировать "Whippet", дабы упростить управление им и повысить подвижность. Два двигателя Тейлора заменялись одним авиационным Rolls-Royce "Eagle" мощностью 360 л.с. с планетарной трансмиссией от Mk.V, а жесткую подвеску заменили на подвеску с применением листовым полуэллиптических рессор. Полученная удельная мощность около 25 л.с./т позволила поднять скорость до 32 км/ч (по друним данным - 48 км\ч), но для таких скоростей уже не годилась ходовая часть танка. Впрочем, наработки по этой модификации пригодились Джонсону при создании танка Medium Mk.D.

К настоящему времени сохранилось 5 танков Mk.A, большая часть из которых находится в Европе.

Источник: http://www.aviarmor.net/

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com