Средний бронеавтомобиль БАИ/БАИ-М

 Бронемашины БАИ на параде

18 июля 1929 года Наркомвоенмор СССР принял Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения РККА. В результате появился родоначальник целой серии бронеавтомобилей с колесной формулой 6х4. Изначально планировалось разработать два типа средних бронеавтомобилей. Задание по разработке данной техники было дано ОКИБ УММ РККА, которым руководил талантливый инженер-самоучка Н.И.Дыренков и КБ Ижорского завода (ИЗ). Сроки, за которые проект должен быть выполнен, установили очень жесткие.

            Конструкторам предложили в качестве основы использовать ходовую часть вместе с двигателем и трансмиссией от американского грузовика «Форд-Тимкен». В том же году сто таких грузовиков прибыло в СССР, а уже к концу 1930 года фирме «Тимкен» был дан заказ ещё на 1000 аналогичных трехосных грузовиков. Изготавливать их планировалось с помощью доработки имеющихся двухосных «Форд-АА». К началу ноября 1931 года заказ был полностью выполнен. Сборка машин была проведена на Московском заводе «Гудок Октября».

            Предполагалось, что трехосная ходовая часть даст будущей бронемашине целый ряд преимуществ. Первым пунктом значилась повышенная проходимость, так как трехосный бронеавтомобиль оказывает меньшее давление на грунт, что в конечном счете и повышает его проходимость в условиях бездорожья. Также, вооружение, которое планировалось размещать на такой технике могло быть значительно увеличено как в количестве, так и в используемом калибре.

            Немаловажным был и тот факт, что торговые представители СССР, которые находились в то время в США и Великобритании получили сведенья, указывающие на наличие в вооруженных силах вероятных противников именно таких трехосных бронемашин, которые обладали высокими ходовыми качествами и мощным, для того времени, вооружением. Имелись в виду британские “Lanchester” Mk.II и Crossley, а также американский T4 Armored Car. Выпуск этих бронемашин происходил небольшими партиями, а американский Т4 стал вообще единственной бронемашиной среднего типа, который официально был принят на вооружение в период начиная с 1918 года и заканчивая 1941 годом.

            КБ ИЗ было принято решение не усложнять работу. Они оставили имеющуюся ходовую от грузовика, они навесили на нее бронекорпус и орудийную башню. Этот корпус и башня были выполнены из простейшей стали самой простой формы. Это конечно значительно сократило время на разработку прототипа, но беда в том, что изделие ИЗ не проходило ни по одному из заданных требований. И как результат, победа была присуждена бронеавтомобилю конструкции Дыренкова Д-13, невзирая на то, что тот тоже проходил не по всем заданным критериям. Д-13 был создан в количестве 10 штук.

            После этого, ИЗ в значительной мере переработали собственный проект. Переделанный автомобиль получил оригинальный корпус ступенчатой формы, который в дальнейшем стал самой отличительной деталью всех средних и тяжелых бронемашин СССР. В этой конструкции броня над боевым отделением была уменьшена, а за счет этого, над местом водителя наоборот - увеличена. Данная модификация позволила уменьшить высоту автомобиля, при том, что компоновка осталась прежней. Кроме того, для облегчения посадки экипажа было предусмотрено целых три двери: одна в корме и две по бокам. Водитель мог наблюдать за окружающим технику пространством через смотровую щель откидывающегося люка в лобовой части корпуса бронеавтомобиля и два небольших люка, расположенных в дверях. В кормовой части и двери машины также были предусмотрены смотровые щели. Над водителем и расположенным впереди пулеметчиком располагался вентиляционный люк, который можно было использовать для отслеживания воздушных целей.

            Также, обрезав заднюю часть шасси на 400 миллиметров, была доработана и ходовая часть, что сделало бронемашину более легкой и компактной. Передние рессоры были оборудованы дополнительными листами, а рама была усилена с помощью дополнительной поперечины.

            Оба задних моста были приводными, а колеса использовались двускатные, при этом передний мост был оснащен стандартными, односкатными колесами. На боратах бронеавтомобиля специальным образом крепились запасные колеса, которые могли свободно вращаться, что оказывало помощь технике в преодолении неглубоких оврагов.

            Автомобиль был оснащен цепями, состоявшими из 24 звеньев каждая. Длина цепи равнялась 780 мм, ширина 310 мм, а вес 71 кг. Цепи размещались в задней части корпуса, вдоль борат и использовались для повышения проходимости бронемашины по снегу и мягкому грунту. Для того, чтобы оборудовать цепями колеса требовалось всего два члена экипажа и 8-10 минут времени. В дальнейшем цепи стали называть «Оверолл».

            Неизменными остались двигатель от «Форда», мощность которого составляла 40 л.с. а также трансмиссия вместе с коробкой передач и демультипликатором. Доступ к двигателю обеспечивался с помощью двустворчатого люка, расположенного в передней части моторного отсека и верхнего откидного листа. Воздух для охлаждения радиатора поступал через пару отверстий в переднем листе.

            Вооружение бронемашины, также как и БА-27, было представлено одной пушкой Гокисс (ПС-1) калибра 37-мм и также одного пулемета ДТ. Они были установлены в башне в раздельных установках. Цилиндрическая башня с двумя плоскими лобовыми панелями была рассчитана на одного человека - командира машины, сидеть который должен был в петле, выполненной из брезентового ремня. Кроме этого вооружения, использовался и второй такой же пулемет, расположенный  справа от водителя в лобовом листе. Обслуживал его отдельный стрелок. Из прицельных приспособлений использовались только мушка, целик и прицельная планка. В боекомплект машины входило 34 снаряда для орудия и 3024 патрон под пулеметы. Он размещался на специальных стеллажах по бортам боевого отделения. Там же располагались и инструментальные ящики вместе с запчастями.

            Весной 1932 года именно в таком виде прототип под названием БАИ (в некоторых источниках называется БА-И) был показан заказчику. 

     6 августа 1932 года на полигоне НИБТ начались испытания БАИ. К этому моменту машина прошла заводскую обкатку и успела пройти 980 километров. На протяжении испытаний БАИ прошел ещё 200 километров, показав довольно хорошие характеристики. 

Бронеавтомобиль БА-И

           В ходе испытаний стало понятно, что в случае необходимости преодолеть вертикальные препятствия БАИ цеплялся картером от демультипликатора. Кроме того, было признано не самым удачным расположение орудий в башне бронемашины, так как при максимальном угле снижения стволы и пулемета и пушки задевали крышу отделения управления. Однако по параметрам проходимости и скорости перемещения БАИ превосходил как большинство своих зарубежных аналогов, так и отечественный БА-27. Согласно заключению представителей НИБТ - автомобиль пригоден к войсковой эксплуатации, но только после устранения определенных недостатков, таких как сильный нагрев отделения управления от поступающего в него горячего воздуха.

           Так как весной 1932 года выяснилось, что Д-13 очень дорога, тяжела и ее невозможно строить большими партиями, было принято решение о запуске БАИ в серию, ещё до того, как все испытания были завершены. Для изготовления БАИ был выделен расположенный г.Выкса (Горковской области) завод дробильно-размольного оборудования, который сразу же начал получать требуемое оборудование. До конца года на заводе должно было быть произведено 320 подобных бронемашин, а на 1933 год заказ составило 2500 машин. Однако в связи с нехваткой требуемого оборудования, производственных площадей и квалифицированных кадров завод не смог выпустить требуемое количество техники. Планы были скорректированы. В 1932 году выпуск новой техники не планировался, а за 1933 год запланировано было выпустить 300 БАИ и 100 более легких ФАИ. Но и этот план не удалось реализовать. Согласно сообщения представителя УММ РККА на заводе ДРО - сдано в эксплуатацию 28 БАИ, выпуск остальных находится под сомнением. Вероятен выпуск не более 150-200 штук.

               Но и это сообщение было оптимистичным. К концу 1933 года было выпущено только 90 бронемашин, а до весны 1934 - ещё 18. Некоторые из выпущенных бронемашин были оснащены гусеничными цепями «Оверолл», уложенными в специальный ящик на правом борту, в то время как в других серийный БАИ отличии от прототипа не было.

За время эксплуатации БАИ была проведена серия экспериментов, которые были направленны на повышение ходовых качеств машины и усиление ее вооружения. По заданию УММ РККА в 1933 году для машины был разработан пост управления, но в связи с излишней теснотой в боевом отделении от его использования отказались.

           В том же году, осенью, на одном из БАИ было установлено 37-мм динамо-реактивное орудие Курчевского. Для его установки пришлось прорезать в корме башни прямоугольное отверстие, закрывающееся бронелистом, а на лобовом листе приварить коробчатый кожух. При испытаниях этого орудия, проводимых на Кунцевском полигоне, выявился ряд недостатков, таких как малый угол возвышения, ненадежное крепление ствола, неудачную систему заряжания, а также отсутствие возможности стрелять назад в связи с конструкцией корпуса. Также, установленное орудие показало сильные демаскирующие свойства и в конечном итоге от продолжения работы с ДРП конструкции Курчевского отказались.

           Летом 1938 года началась глобальная модернизация БАИ. Также как и с БА-27, его перенесли с используемых шасси «Форд-Тикен», которые тогда уже были порядком изношены на шасси ГАЗ-ААА. Для того, чтобы это сделать, ходовая часть была укорочена, в рессорах количество листов было доведено до 13 штук, передняя ось усилена с помощью двух накладок. Кроме того, были использованы специальные пулестойкие шины типа ГК, был установлен дополнительный топливный бак на 38 литров в отсеке управления, и машина была оснащена различным инструментом и ЗИП. Также БАИ пытались поставить на железнодорожный ход. Для этого одна из машин была оснащена специализированными бандажами.

     В целом можно считать, что модернизация БАИ удалась. Машина стала тяжелее на 820 килограмм и при этом не потеряла свои хорошие ходовые качества, а запас хода по шоссе при этом увеличился до 286 км. В период январь-март 1939 года на полигоне НИБТ были проведены войсковые испытания, в результате которых бронемашина прошла 1743 километра по шоссе, 1047 километров по проселочным дорогам и 33 километра по целине. Согласно итоговой записи военной комиссии – бронемашину можно использовать.

Таким образом, бронемашина оставалась на вооружении. Модернизированный вариант техники назвали БАИ-М. Поставки бронеавтомобиля в войска начались в октябре 1939 года. Летом 1940 года полная модернизация оставшихся БАИ была завершена.

Вопрос по усилению вооружения остался открытым, так как используемые 37-мм орудия ПС-1 давно не выпускались, и соответственно боеприпасов к ним не хватало. Установка более мощной пушки в башню БАИ-М была невозможна, потому было принято решение оставить все как есть, чтобы не уменьшать и так не очень большую огневую мощь этой техники.

Согласно данным от 15.09.1940 года БАИ-М были распределены следующим образом: Орловский ВО – 1, Киевский ОВО – 11, Северо-Кавказский ВО – 8, Среднеазиатский ВО – 7, Московский ВО – 2, Забайкальский ВО – 48. То есть, до войны с Германией дошло 77 бронемашин, которые в большинстве своем были переброшены к западной границе.

Впервые БАИ-М были использованы в бою только летом 1941 года на территориях Украины и Белоруссии. По состоянию на 22.06.1941г. в 5-м мехкорпусе было 22 БАИ-М, которые принадлежали 13-й танковой дивизии и принимали участие в наступлении под Лепелем 8 июля. Через месяц военных действий осталось всего по одному экземпляру БАИ-М, БА-20, БА-10 и БА-6. Из остальных машин 16 были подбиты и сожжены противником а ещё 5 были утеряны при невыясненных обстоятельствах.

Имеются данные об использовании одиночных БАИ-М в сражениях под Москвой осенью 1941 года, однако подробности отсутствуют. Бронемашины, отправленные на Дальний Восток и охраняющие границу с Монголией и Манчжурией, прожили дольше всех.

Несколько БАИ-М в 1945 году приняло участие в наступлении на Китай. По завершении войны все уцелевшие бронемашины отправились на разбронировку.

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com