Маус во время испытаний
Маус во время испытаний
Танк Maus

Сверхтяжелый танк Pz.Kpfw. VII "Maus" ("Мышь")

Maus, немецкий танк

Волна гигантомании в танкостроении перед Второй мировой войной прокатилась по многим странам. В СССР, например, на довольно высоком уровне в 1934 году рассматривалось предложение о создании бронированной машины массой 300 т, разрабатывался 95-тонный танк Т-39. Проектами стальных монстров увлекались также американцы, англичане, японцы. Но только немецким конструкторам удалось воплотить эту идею в реальность.
8 июня 1942 года Ф.Порше был приглашен на встречу с А.Гитлером и А.Шпеером. Кто-то из троих высказал пожелание спроектировать огромный танк, вооруженный 12,8-или даже 15-см пушкой. Как бы там ни было, но сейчас этот факт рассматривается как личная инициатива фюрера. Против отвлечения сил на реализацию подобных замыслов категорически возразили лидеры панцерваффе и немецкого танкостроения Г.Гудериан, С. фон Гайдекампф (председатель комиссии по усовершенствованию танков) и Г.Книпкамп. Естественно, официально не оформлялся и заказ на проектные работы. Вскоре об этом забыли. Только не сам Порше.

Pz VII

Являясь председателем танковой комиссии (Panzerkommission), а также пользуясь расположением А.Гитлера, ему удалось все-таки договориться с заинтересованными лицами о строительстве своей машины. Фирма "Крупп" бралась изготовить корпус, "Даймлер-Бенц" -двигатель, а "Апкетт"- провести общую сборку. Кстати, Порше планировал установить на танк дизель воздушного охлаждения собственной конструкции, который к тому времени еще не успели изготовить. Ситуацию разрядил А.Шпеер, уговоривший конструктора остановиться на дизельном двигателе МВ517. В августе 1943 года приступили к сборке прототипа (код "Порше 205") с мотором МВ509. Поставка башни и вооружения откладывалась из-за участившихся бомбардировок союзной авиацией заводов Круппа. Тем не менее испытание шасси с равноценным грузом-балластом вместо башни все же провели в декабре. В мае 1944 года танк собрали полностью и через месяц обкатали. Второй прототип строился с дизелем. Попытка оказалась не совсем удачной, поскольку возникший на испытаниях пожар серьезно повредил моторную группу и дальнейшие работы приостановились на неопределенный срок. При приближении советских войск к Куммерсдорфскому полигону в апреле 1945 года обе машины были взорваны.Отдельные узлы, например заготовки башни и ходовой части, были изготовлены еще для девяти машин. Воспользовавшись ими и другими сохранившимися агрегатами и деталями, наши специалисты сумели собрать один "маус" с вооружением, но без соответствующей "начинки". Сейчас этот танк экспонируется в музее бронетанковой техники в Кубинке.В "Маусе" поражает невиданная в то время толщина брони: 200 -240 мм в лобовых деталях корпуса и башни. Вооружение включало две пушки: 12,8-см и справа от него калибром поменьше - "всего" 7,5 см.

Сверхтяжелый немецкий танк Маус

Ф.Порше и здесь не отказался от полюбившейся ему электромеханической трансмиссии. Динамо-машина работала на два тяговых электромотора - по одному на каждую гусеницу. Прорабатывался даже вопрос преодоления танком водных преград по дну. В этом случае электроэнергия по кабелю должна была передаваться от стоящей на берегу машины. Конструктору очень хотелось применить свою оригинальную подвеску с продольными торсионами высокой динамической эффективности. Но изготовить ее оказалось не по силам даже ведущим фирмам, и пришлось довольствоваться пружинной подвеской завода "Шкода". Ходовая часть включала по 12 (на борт) сблокированных попарно двойных катков и ведущее колесо заднего расположения. Впрочем, когда стали отчетливо проявляться реальные черты будущего сверхгиганта, появилось официальное задание на разработку конкурентоспособного варианта. Его получила фирма "Хеншель" под обозначением Е100. 140-тонную махину должен был передвигать двигатель мощностью 800 л.с. со скоростью 40 км/ч. Вооружение - 15-и 7,5-см пушки при том же бронировании, что и у "мауса". Конец разработкам этой машины положил сам А.Гитлер. Конечно ни "маус", ни Е100 всерьез не рассматривалось как штатное вооружение панцерваффе. Им в лучшем случае отводилась роль подвижных ДОТов в промежутках между опорными пунктами пехоты. Потому-то и их скорости не придавалось значения.В Германии считалось, что танки-гиганты являются испытательными стендами для отработки конструктивных решений будущих машин. 

 

 

Статья про Маус из - ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ  - 5/6 1997 

Pz.Kpfw. "Maus" 
Михаил МУРАТОВ
Несмотря на неудачу с Nb.Fz., концепция тяжелого многобашенного танка продолжала жить в умах военных. 8 июня 1942 г. на совещании, посвященном вопросам дальнейшего развития танкостроения, Гитлер поднял вопрос о создании сверхтяжелого "танка прорыва" с максимально допустимой броневой защитой. В приказном порядке проектирование и постройка прототипа поручалась фирме профессора Фердинанда Порше, занимавшего в то время пост председателя танковой комиссии. Общий контроль за ходом работ должен был осуществлять глава имперского министерства вооружений и боеприпасов Альберт Шпеер. Курировал деятельность Ф.Порше и А.Шпеера лично Адольф Гитлер.Первоначально оговаривались следующие технические данные:
Боевой вес ............................... 160 т 
Максимальная скорость ...... 15 км/ч 
Число башен .................................. 2 
Вооружение: в передней башне ... 150-мм пушка в задней башне ....... 128-мм пушка

 

 
Полигон Беблинген 1944 год   Куммерсдорф 1945 год  

Пользуясь определенным влиянием на фюрера, Порше доказал бесперспективность навязанной ему многобашенной схемы и необходимость работы над танком "классической" компоновки с электромеханической трансмиссией. Состав вооружения был пересмотрен. В окончательном варианте предусматривалась установка пушек калибра 128-и 75 мм и 2-х пулеметов.Заметим, что 128-мм пушка была лишь временной мерой, в дальнейшем на серийные машины планировалось ставить 150-мм пушку KwK L38. Рассматривалась возможность оснащения танка, получившего обозначение "Тип 205" или Pz. Kpfw. "Маус" (Мышь), зенитной пушкой и мортирой. 
  Необходимо отметить, что у военных не сложилось определенное мнение о том, нужны ли "панцерваффе" сверхтяжелые танки. Г.Гудериан, Г.Книп-камп, представляющий интересы департамента бронетанковой техники, и председатель комиссии по усовершенствованию танков С. фон Гайдеркампф справедливо полагали, что будущее за средними и тяжелыми танками "разумной" весовой категории. Высказывались сомнения относительно боевых возможностей "типа 205", особенно в отношении характеристик подвижности. Кроме того, на разработку и эксперименты с такими танками могли быть потрачены значительные финансовые средства и дефицитное сырье. 
  Несмотря на сильное давление со стороны противников проекта и постоянно возникающие трудности с финансированием, конструкторское бюро Ф.Порше в Штутгарте все-таки приступило к реализации идеи сверхтяжелого танка. Сроки поджимали. Гитлер настаивал на окончании работ уже к маю 1943 г.Изготовление отдельных узлов и агрегатов было поручено нескольким фирмам: 
- корпус и башня - фирме Крупп; 
 - ходовая часть и механическая часть трансмиссии - заводу Шкода; 
- двигатель - заводу Даймлер-Бенц в Штутгарте; 
- электрогенераторный агрегат, тяговые электромоторы, электрокоммутационная аппаратура - заводам Динамо-верк и Шельтверк фирмы Сименс-Шуккерт в Берлине; 
- промежуточный редуктор с приводом для вентиляторов системы охлаждения - заводу в Фридрихсхафене; 
- агрегаты двигателя (водяные и масляные радиаторы охлаждения выхлопных патрубков) - заводу Вер в Штутгарте; 
- воздухофильтры - заводу Манн и Гуммель в Людвигсбурге. 

   Общая сборка поручалась фирме Алькетт в Берлине, где имелось необходимое для монтажа подъемно-транспортное оборудование.   Серьезные проблемы возникли с выбором силовой установки для "Мауса". В качестве таковой планировали использовать дизельный двигатель, более экономный, чем карбюраторный и не требующий дефицитного бензина. Однако в ноябре 1942 г. представители фирмы Даймлер-Бенц сообщили Фердинанду Порше, что доводка нового дизеля задерживается на неопределенное время. В сложившейся ситуации А.Шпеер принял решение поставить на первый прототип мощный авиационный двигатель Даймлер-Бенц DB 603 (применявшийся на самолетах Та 152Н и Ме-410), модифицированный фирмой для работы в танке. Испытания двигателя проходили в феврале 43-го в Штутгарте и дали вполне удовлетворительные результаты. Специалисты фирмы Даймлер-Бенц, тем временем, устраняли недостатки дизеля MB 517 и готовили его для второго прототипа - "Тип 205/2" (первая машина проходила в документах как "Тип 205/1"). 

14 мая 1943 года полноразмерный макет танка демонстрировали Гитлеру и высшим военным чинам. Сборка первого образца (без башни) началась на фирме Алькетт в начале августа. Все агрегаты  и узлы до монтажа в танке подвергались многократным испытаниям с тем, чтобы гарантировать надежность их работы после монтажа. Выкатка прототипа "Тип 205/1" состоялась 23 декабря. Вместо башни была сооружена простейшая деревянная рубка с грузом-балластом соответствующего веса. За рычагами танка сидел опытный водитель Карл Генсбергер. По его словам, "Тип 205/1" оказался в управлении ничуть не сложнее "Пантеры""Тигра" и даже Pz.lV. В феврале 1944 г. танк переправили в мастерские фирмы Порше в Штутгарте, где в июне на него наконец-то установили башню с вооружением и полностью закончили монтировать внутреннее оборудование. Любопытно, что перевозка "Тип 205/ I" из Берлина осуществлялась на специально построенной 14-осной платформе грузоподъемностью 180 т (именно столько весил "малыш" Ф.Порше!). 
   В Штутгарте под руководством Ф.Порше первая машина прошла полный цикл заводских ходовых испытаний, показавших, что танк обладает достаточной подвижностью (для своего веса) и проходимостью. "Тип 205/1" уверенно преодолевал уклон 25° и мог двигаться по склону крутизной 43°. Величина удельного давления на грунт не превышала 1,2 кг/см(для сравнения у 65-т СУ    "Элефант" этот показатель составлял 1,24 кг/см2). Однако, возникли проблемы с подвеской. При движении по сильно пересеченной местности разрушались так называемые подушки, выполнявшие функции дополнительного упругого элемента и ограничителей хода балансиров в тележках подвески. Этот конструктивный дефект немцы устранить так и не успели.    Предположительно, в марте 44-го в Штутгарт доставили второй прототип "Тип 205/2", но дизель Даймлер-Бенц MB 517 для этой машины на фирме Порше появился только в октябре 44-го. Полностью укомплектованные "Тип 205/1" и "Тип 205/2" были переправлены на Куммерсдорфский полигон. До конца года там проводились дальнейшие ходовые и артиллерийские испытания. По некоторым данным, второй прототип получил серьезные повреждения в результате возникшего в силовом отделении пожара. Подвела система охлаждения. Другие источники утверждают, что из-за неправильного соединения двигателя с генератором вышел из строя карданный вал. Проверить достоверность приведенных версий, к сожалению, не представляется возможным.В декабре 1944 г. Гитлер приказал прекратить все работы в области сверхтяжелых танков. И дело было не в аварии. Германия находилась на грани военно-политического краха,и танкостроительная промышленность уже не могла обеспечить серийный выпуск этих гигантов даже при минимальном заказе генерального штаба - 10 танков в месяц*.( Десять машин, тем не менее, были заложены. Один "Маус", иногда именуемый "Тип 205/3" находился на этапе завершающей сборки, его судьба, однако, неизвестна.)  Оба "Мауса" находились на полигоне вплоть до окончания боевых действий. При подходе частей Красной Армии танки были подорваны немцами. Вопреки отдельным "историческим версиям", "Тип 205/1" и "Тип 205/2" никогда не принимали участие ни в обороне полигона, ни в каких других операциях Второй мировой войны.

 


  Куммерсдорф 1944 год

 

После капитуляции Германии разрушенные взрывом танки обнаружила трофейная команда в районе Куммерсдорф-Цессен. В августе 1945 г. последовало специальное распоряжение переправить танки в Советский Союз. 4 мая 1946 г. "груз" был доставлен по назначению - на НИБТ полигон в Кубинке. Собранный нашими специалистами танк представлял собой гибрид, состоящий из корпуса "Тип 205/1" и башни "Тип 205/ 2". Из внутреннего оборудования сохранились промежуточные редукторы, тяговые электромоторы, топливные и масляные баки, радиаторы, вентиляторы и ходовая часть. Однако повреждения, полученные при взрыве, привели к полному или частичному уничтожению отдельных механизмов и приводов. Вполне понятно, что исследования "Мауса' в 1951-52 гг. не дали полной информации о возможностях танка. Впрочем материалы отчета об испыганиях, составленного сотрудниками НИБТ, могли оказать существенную помощь отечественному танкостроению в создании сверхтяжелых танков. По непроверенным данным, в 50-х годах КБ завода ?100 трудилось над проектом сверхтяжелого танка весом около 150 т с задним расположением башни. Если информация верна, то "родство" с "Маусом" в данном случае прямое.Остановимся на конструкции танка. 
Компоновка:   Корпус "Мауса разделен поперечными перегородками на четыре отделения: 
1. Отделение управления: располагалось в носовой части корпуса. В нем размещались сидения механика-водителя и радиста, приводы управления,контрольные приборы, коммутационная аппаратура, радиостанция и огнетушители. Перед сидением радиста, в днище корпуса, имелся люк запасного выхода. В нишах бортов установлены два топливных бака общей емкостью 1560 л. Над сидениями водителя и радиста находился люк-лаз, закрытый броневой крышкой. 
2. Моторное отделение располагалось за отделением управления. В нем размещались: силовой агрегат, в нишах бортов - водяные и масляные радиаторы, вентиляторы системы охлаждения двигателя, выхлопные коллекторы (по два на борт) и масляный бак емкостью 60 л (слева в нише борта). 
3. Боевое отделение располагалось в средней части корпуса. В нем размещались: сидения командира танка, командира орудия и заряжающих, большая часть боекомплекта, агрегат для подзарядки аккумуляторных батарей и питания мотора поворота башни. В центральном колодце под полом установлены одноступенчатый редуктор и блок генераторов (главных и вспомогательного).Над боевым отделением на роликовой опоре была смонтирована башня, в которой размещались: спаренная установка пушек и пулемета, приборы наблюдения и прицеливания, механизмы поворота башни (электрический и ручной) и остальная часть боекомплекта. 
4. Трансмиссионное отделение располагалось в задней части корпуса. В нем размещались: тяговые электромоторы, промежуточные редукторы, тормоза и бортовые редукторы.Корпус танка представлял собой сварную конструкцию, выполненную из катанных броневых листов, обработанных на среднюю твердость, с повышенным содержанием углерода (0,30-0,45). Лобовые и кормовые броневые детали не имели люков и щелей, что повышало их противоснарядную стойкость. Бортовые листы вертикальные, сплошные, причем их толщина не была одинакова по всей плоскости: верхний пояс борта имел толщину 185 мм, а в нижней части лист выстроган до 105 мм на ширине, равной 780 мм.   Нижняя часть борта служила для крепления поддерживающих катков и защищала ходовую часть от снарядных попаданий. Спереди гусеница прикрывалась 100-мм броневыми козырьками.Крыша бронекорпуса выполнялась съемной и состояла из отдельных броневых листов. Для предотвращения заклинивания башни к крыше корпуса в подбашенной зоне приваривались отражательные косынки толщиной 60 мм. Днище корпуса составлялось из двух листов разной толщины (более толстый лист устанавливался в носовой части).

 

 

 
Куммерсдорф 1945 год. После взрыва.

В Кубинке отмечали, что "... приведенное распределение толщин (см. схему бронирования) основных деталей корпуса указывает на стремление конструкторов создать равнопрочный корпус... Усиление передней части днища и крыши корпуса значительно влияет на равнопрочность корпуса в целом". 
  Все соединения основных броневых деталей корпуса шиповые, укрепленные шпонками. Этот вопрос требует более обстоятельного рассмотрения. 
Как известно, соединение "в шип" имело место на танках "Пантера" и "Королевский Тигр". Боевой опыт показал, что противнику не обязательно было пробивать толстую лобовую броню этих танков, чтобы вывести их из строя. При попадании снаряда в зону сварного шва соединение часто разрушалось, и броневой лист смещался со своего посадочного места. Для броневой защиты "Мауса" (лоб корпуса - 200 мм) обычный сварной шов не гарантировал сохранности шипового соединения после взаимодействия с противотанковыми средствами. Немецкие конструкторы разработали довольно простое и эффективное средство. Для увеличения конструктивной прочности подобного соединения броневых листов в стыки вмонтировали цилиндрические шпонки (пробки), примененные также в СУ "Элефант" и башне "Королевского Тигра". 
  Шпонка представляла собой двойной валик диаметром 50-80 мм, который вставлялся в отверстие, предварительно высверленное в стыках соединяемых листов (отверстие высверливалось таким образом, чтобы ось сверления располагалась в плоскости граней шипа скрепляемых броневых деталей). В итоге, при применении в соединениях двух перпендикулярно расположенных шпонок бронелисты становились неразъемными еще до окончательной сварки. Дополнительно шпонки разгружали сварные швы.Кроме того, шпонки ставились в стыках бортов корпуса с верхним лобовым и кормовыми листами. Кормовые листы ставились "в косой шип". Соединение остальных броневых деталей(части крыши, днища, надгусеничных листов) выполнялось двухсторонней сваркой.   Башня сваривалась из катанных и литых листов гомогенной брони средней твердости. Лобовая часть литая, цилиндрической формы. Бронелисты соединялись "в шип" с применением шпонок, несколько отличающихся от используемых в бронекорпусе. Опора башни имела весьма оригинальную конструкцию. Вращение осуществлялось за счет шести роликовых подшипников, объединенных в три тележки. Для центровки башни в горизонтальной плоскости служили еще шесть двухроликовых тележек. Интересно, что преодоление танком водных преград предусматривалось исключительно по дну (разрушенные 180-т махиной мосты прибавили бы головной боли командирам инженерных подразделений). В этом случае вертикальные тележки поднимались, и башня опускалась на погон. Установленная на ободе основания башни резиновая прокладка обеспечивала герметичность стыка. 
  Вооружение состояло из спаренных 128- и 75-мм пушек и пулемета МО-42, имеющего независимые от пушки вертикальные углы наведения. Судя по всему, намерение поставить второй МО-42 осталось неосуществленным. 128-мм пушка KwK 44L55 образца 1944 г. (начальная скорость б/б снаряда 920 м/с) по мощности примерно соответствовала советской 122-мм пушке С 26-1, но ее скорострельность оказалась ниже 122-мм пушки Д-25, устанавливаемой на танках ИС-2 и ИС-3. 75-мм пушка KwK 44L36 по мощности уступала 76,2-мм пушке Т-34. Обе танковые пушки размещались в одной люльке. К ней болтами крепилась литая бронировка качающейся части. При подготовке "Мауса" для движения под водой зазор между башней и бронировкой мог быть уменьшен. Для уплотнения стыка по краям бронировки с внутренней стороны устанавливалась резиновая прокладка. 
  В распоряжении командира орудия имелся перископический прицел, закрытый неподвижным броневым колпаком на крыше башни. Командир танка пользовался горизонтальным дальномером E-Messer с базой 1,2 м и перископическим наблюдательным прибором. 
  На крыше башни находились два люка, два воздушных фильтра типа GH 2/40, а также пусковые установки дымовых гранат. В заднем листе башни располагался люк для загрузки боекомплекта. Поворот башни осуществлялся с помощью электропривода или вручную. 
  На "Маусе" был установлен модифицированный авиационный двигатель фирмы Даймлер-Бенц DB-603A2 (иногда именуемый MB 509), 12-ти цилиндровый, Л-образный, с непосредственным вспрыском бензина в цилиндры и электрическим зажиганием. 
  Он приводил в движение два электрогенератора, которые вырабатывали ток для тяговых электродвигателей. DB-603 работал по четырехтактному циклу, аналогично карбюраторному, отличаясь тем, что образование рабочей смеси происходило не в карбюраторе, а внутри цилиндров. Основным отличием этого двигателя от авиационного стало применение нового трехшестеренчатого редуктора, понизившего высоту оси ведущего вала и удлинившего двигатель на 250 мм. По сравнению с карбюраторными двигателями, DB-603A2 был более экономичным и менее пожароопасным и "чувствительным" к сорту топлива. Для охлаждения силовой установки использовались двухступенчатые вентиляторы. Практиковалось также жидкостное охлаждение выхлопных коллекторов. К одному из недостатков DB-603A2 относили затрудненный доступ к ряду агрегатов, расположенных а развале цилиндров (топливный насос, форсунки и др.).Электромеханическая трансмиссия танка "Маус" состояла из двух параллельно работающих электроприводов левой и правой гусеницы. 
  Электрическая часть трансмиссии представляла собой две независимые друг от друга системы, обеспечивающие передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам.Два главных генератора, питающие током тяговые электродвигатели, размещались в моторном отделении. В блоке с главными генераторами находился вспомогательный генератор. Передний (по ходу танка) генератор обеспечивалпитанием левый тяговый электродвигатель, задний - правый.   Вспомогательный генератор служил для питания обмоток обоих главных генераторов и тяговых электродвигателей. В момент запуска основного двигателя он использовался как электростартер, заряжаясь от аккумуляторной батареи. 
  Тяговые электродвигатели (по одному на гусеницу) стояли в кормовой части корпуса. Крутящий момент с вала электродвигателя через двухступенчатый редуктор передавался на ведущее колесо.При движении под водой машина получала электроэнергию с генераторов другого "Мауса", находящегося на берегу. Передача осуществлялась через кабели. Управление танком при этом производилось из машины, подающей энергию, и ограничивалось только изменением скорости. 
  Механическая часть трансмиссии состояла из двух наклонных редукторов-гитар (на один борт) с тормозом и бортовой передачей. Они включались в силовую цепь последовательно за электромоторами. 
  При изучении "Мауса" наши специалисты отмечали: "Заслуживает внимания доводка узлов и деталей [трансмиссии]. Выделяется стремление к облегчению условий работы деталей путем конструктивной отработки их и тщательного изготовления. Это позволило ... повысить надежность агрегатов...". 
  Элементы ходовой части танка размещались между основными бортовыми листами корпуса и фальшбортами, которые являлись защитой ходовой части и опорой для крепления агрегатов подвески. 
   Система подвески (на один борт) включала в себя 6 блоков, каждый из которых состоял из двух тележек. Тележки располагались параллельно и были повернуты одна относительно другой на 180°. Каждая тележка подвески имела два опорных катка с внутренней амортизацией, кинематически связанных между собой двумя балансирами. В качестве упругих элементов служили спиральная пружина и резиновая подушка, вступающая в действие при движении танка по неровной поверхности. В последнем случае резиновые подушки также являлись ограничителями хода балансиров. Пара тележек монтировалась на одном кронштейне коробчатого сечения, закрепленного с одной стороны к фальшборту, а с другой к борту корпуса танка.Гусеница танка "Маус" состояла из чередующихся 56 целых (с направляющим гребнем) и 56 составных траков. 
  Мы не случайно так подробно осветили некоторые особенности этой во всех отношениях необычной боевой машины. Обычно в отечественной литературе критически оценивались боевые возможности "Мауса". Конечно, прогнозировать тактику применения таких монстров довольно сложно. В условиях глубокой обороны на всех фронтах немцы уже не помышляли о гигантских танках прорыва. Можно предположить, что сверхтяжелым танкам Ф.Порше в лучшем случае, отводилась бы роль своеобразных "подвижных фортов", прикрываваемых и "люфтваффе", и "панцер-ваффе". Автономно действовать они не могли. В то же время, не стоит забывать, что "Маус" стал первым в мире реально построенным и испытанным на ходу образцом сверхтяжелого танка и именно поэтому представляет интерес. 
    Конструктивно основные элементы танка были исполнены на высочайшем уровне. Впрочем, совершенный сверхтанк Ф.Порше так и не создал. Обратимся к "Отчету по испытаниям..":"...Броневая защита танка (макс. толщина брони 210 мм) и огневая мощь (128 мм и 75 мм) не соответствуют его весу. Современные танки и САУ весом 60-70 т имеют броневую защиту и вооружение, не уступающие таковым танка "Маус".

 

 

 
Схема бронирования сверхтяжелого танка "Maus"
   Чрезмерно большой вес (танка "Маус") объясняется стремлением создать равнопрочную во всех частях корпуса и башни броневую защиту..., и неудачной компоновкой, приведшей к чрезмерным габаритам. 
  Заслуживает внимание отечественного танкостроения конструкция следующих узлов и агрегатов: 
а) электротрансмиссии;Схема расположения узлов подвески танка "Маус" 
б) механической части трансмиссии; 
в) гусеничного двигателя; 
г) систем охлаждения и питания двигателя."
    Ныне "Маус" занимает видное место в экспозиции немецких танков в музее бронетанковых войск в Кубинке.   Необходимо упомянуть и о других работах в области сверхтяжелых танков, проводимых в Германии в годы войны. Вскоре после показа макета "Мауса" Гитлеру, фирма Хеншель получила заказ на проектирование и постройку аналогичной машины. К началу 1945 г. успели изготовить шасси и ходовую часть первого прототипа, получившего обозначение Е-100. Танк должен был иметь классическую немецкую компоновку:силовое отделение в кормовой части корпуса, трансмиссионное в носовой, между ними размещалось боевое отделение. Максимальная толщина брони достигала (по проекту) 240 мм. Вооружить 140-тонный Е-100 планировалось 150-мм орудием. Двигатель Майбах HL 230 мощностью 800 л.с. сообщал бы танку скорость до 40 км/ч. Все работы прекратились после известного приказа Гитлера. Недостроенная машина попала в руки союзников. 
  Неосуществленными остались также и проекты 1000-т (!) танка конструкции небезизвестного инженера Гротте, 90-т танка Pz.Kpfw "Лев" и 120-т танка "Медведь". 
 
Подробности о танке Маус можно почитать также на http://worldsmost.info/sceince/heaviest_tank/

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com