Плавающий Танк T-33
Танк Т-33
Танк T-33
Танк Т-33, проект 1932 года

Плавающие советские танки Т-33 и Т-41

Плавающий танк Т-415 февраля 1932 года советская внешнеторговая фирма АРКОС (Arcos Ltd. — All Russian Cooperative Society Limited) заказала фирме Vickers восемь плавающих танков.

Первая машина была поставлена 21 июня, а последняя — 22 октября того же года. После поступления первых закупленной бронетехники, ее испытаний и всестороннего изучения началось интенсивное проектирование отечественных образцов плавающих танков. При этом никакой лицензии не приобреталось.

Уже к августу в ОКМО завода «Большевик» в Ленинграде под руководством Н.В.Барыкова был создан плавающий танк Т-33, а на заводе № 37, тогда еще в подмосковном Черкизове, под руководством Н.Н.Козырева изготовили танк Т-41. Осенью прошли их сравнительные испытания.

 

Плавающий танк Т-33 мало чем отличался от английского прототипа. Его корпус имел корытообразную форму и клепаную конструкцию. Во вращающейся башне, смещенной к левому борту и к корме, находился пулемет ДТ с боекомплектом 2140 патронов. Перед башней устанавливался волноотражательный щиток со смотровой щелью. Башня поворачивалась вручную, при помощи рукояток, приваренных изнутри. Двигатель «Форд-АА» мощностью 40 п.с. размещался вдоль правого борта; трансмиссия, включавшая в себя сцепление автомобильного типа, коробку передач и главную передачу с простым дифференциалом и колодочными тормозами, — в передней части машины. Конструкция ходовой части практически полностью была заимствована у танка Vickers Karden-Loyd. Движение на плаву обеспечивали трехлопастный гребной винт и установленный в его струе руль большой площади.

Плавучесть танка повышалась за счет двух поплавков, крепившихся к надгусе-ничным полкам. Правда, они были изготовлены уже не из дорогостоящей бальзы, а заполнялись пробкой или сушеными водорослями. При массе в 3 т танк развивал скорость на суше 45 км/ч, на плаву — 5 км/ч. Плавающий танк Т-41 разработали в двух вариантах.

Первый образец обладал большим запасом плавучести, но был слишком высок, имел нереверсивный винт и плохую управляемость на плаву, поскольку рули устанавливались не в потоке, а по бокам винта.

На втором образце (возможно, переделанном из первого) эти недостатки частично устранили, однако вследствие неудачно выбранной формы корпуса и неправильного расположения центра тяжести при движении на плаву носовая часть танка зарывалась, а корма приподнималась. При массе 3,2 т, идентичных с Т-33 силовой установке и ходовой части Т-41 на суше развивал скорость до 40 км/ч, а на воде —4,5 км/ч. Источник "Бронеколлекция" 2003 №1

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com