Танк Panzer I
Танк Pz I
Танк Pz I
Экипаж танка PzKpfw I Ausf. B отдыхает в тени танка. Французская компания. 1940г.
Экипаж танка PzKpfw I Ausf. B отдыхает в тени танка. Французская компания. 1940 г.
Танк Pz. 1 c итальянской автоматической 20 мм пушкой Бреда
Танк Pz. 1 c итальянской автоматической 20 мм пушкой Бреда
Танк Pz. I в музее
Pz. I в музее
Фото немецкого танка Panzer 1 aucf. F
Фото немецкого танка Panzer 1 aucf. F
Panzer I
Фото немецкого танка Panzer 1 aucf C
Panzer 1 aucf C
Танк Pz. I c дополнительным бронированием
Танк Pz. I c дополнительным бронированием

Легкий танк Panzerkampfwagen I

Panzer I A

Согласно версальскому договору, подписанному после Первой мировой войны, германская армия ограничивалась 100.000 человек. Ей было запрещено приобретать и производить танки. Однако в 1926 г. Рейнметалл создал танк, обшитый мягкой сталью. Разработка называлась Grosstraktor. Башня этого так называемого трактора была оснащена 75-мм орудием. 

Panzer 1

Машина была разработана на основе Vickers Medium Mark II. В начале 30-х появился многобашенный Neubaufahrzeug с 75-мм и 37-мм спаренным орудиями в главной башне и пулеметами в каждой из двух малых башен, расположенных спереди и позади главной башни. Эти и другие забытые модели были испытаны в СССР на танковом полигоне под Казанью, что было выгодно и немцам, и советам, так как последние не имели никакого опыта в этой области. Тем временем тактический опыт приобретался Рейхсвером на учениях с применением "потешных" танков, собранных из дерева и листового железа и помещенных на автомобили. В 1931 г. Хайнц Гудериан возглавил штаб генерала Лутца, инспектора автомобильных войск. Оба были убеждены, что для развития немецких вооруженных сил необходимо создание танковых соединений и видели необходимость в танках двух видов, которые позже были воплощены в жизнь в разведывательном танке PzKpfw III и среднем PzKpfw IV. До начала производства этих танков необходимо было несколько лет. А в тот момент появилась возможность производить тренировочный танк.

 

В интересах скорейшего производства и обучения промышленности легкий танк стал единственным реальным вариантом. В интересах генерального штаба германское управление вооружений армии (Heereswaffenamt) запросило танк примерно 5 тонн весом, с двумя пулеметами, расположенными во вращающейся башне и защищенном от ручного огнестрельного оружия. Немцы купили шасси Карден-Ллойд Марк VI, который были проданы коммерческим путем якобы в качестве транспортера для 20-мм зенитки.
Были выбраны 5 фирм: Rheinmetall Borsig, Daimler-Benz, MAN, Henschel and Krupp, которым было предложено представить свои проекты соответствующие указанным выше требованиям. После чательных испытаний Фото танка Pz 1Kruppовская модель LKA 1 была выбрана для производства шасси, которые базировались на импортированных Mk VI. Daimler-Benz - для производства корпуса и башни. Для обеспечения секретности машина именовалась "Landwirtschaflicher Schlepper"(сельскохозяйственный трактор), сокращенно La S. Полноценное производство началось в 1934 г. Заказ на 150 машин поступил фирме Henschel (IA La S) и Krupp (другая версия IB La May). Было произведено 1800 машин всего, в том числе 1500 дели B, оснащенных более мощным двигателем.
PzKpfw I Ausf. A был простой машиной без "наворотов". Экипаж из двух человек включал командира/пулеметчика, имевшего дело с двумя спаренными пулеметами MG-34 и находящегося позади водителя. Прототип Kruppa имел четыре катка подвески с ленивцем сзади, касавшимся земли. Подвижность катков контролировалась пружинной подвеской и тремя поддерживающими роликами, закрепленными на корпусе. Подвеска была сносна для малых скоростей, но при более быстром передвижении Ausf. A был чрезвычайно ненадежен.
PzKpfw I Ausf. B базировался на Ausf. A. Он появился в 1935 году. Более мощный двигатель требовал удлинения двигательного отсека. В результате подвеска опиралась уже на 5 катков и 4 поддерживающих ролика. Ленивец был поднят вверх, что положительно сказалось на ходовых качествах. Вооружение, броня и экипаж остались прежними, но носовая часть изменилась, чтобы обеспечить необходимое пространство для 5-скоростной трансмиссии. Башня сместилась вправо на надстройке, а двигатель - влево в корпусе. В Ausf. A и B не было специальных возможностей, позволяющих командиру/пулеметчику вести наблюдение.
фото танка Pz. I Ausf.BPzKpfw I выглядел впечатляюще на парадах, но не являлся боевым танком. Его уязвимость стала очевидной после гражданской войны в Испании. В этой войне у немцев была возможность проверить новые виды своего оружия. "Легион Кондор" получил 180 танков PzKpfw I в январе 1937 г. под командованием полковника Вильгельма Риттера фон Томы. Стало очевидно, что для будущей мобильной войны необходимы танки с более тяжелым вооружением, броней потолще, и ресурсом попродолжительнее. Испанские бои выявили несостоятельность PzKpfw I в качестве боевого танка в такой мере, что фон Тома давал за каждый захваченный советский Т-26 500 песет. Этот танк был вооружен скорострельной 45-мм пушкой и спаренным пулеметом. 200 комплектов шасси PzKpfw I пошло на производство SdKfz 265 Kl.Pz.Bef.Wg. (Kleiner Panzer Befehlswagen, командирский танк). Вращающаяся башня была заменена невращающейся прямоугольной с шаровым 7,92-мм пулеметом спереди для оборонительных целей. Это дало возможность командиру быть вместе с передовыми войсками, обеспечивать контроль боевых действий и отдавать необходимые распоряжения. Команда этих танков возросла до 3 человек. В снаряжение входил маленький стол для карт и два беспроводных радиопередатчика.


Немецкие танки Pz I на параде

 

Когда в PzKpfw I исчезла необходимость (как в танках), их стали приспосабливать для других задач. Некоторые использовались для подвоза снаряжения, некоторые закончили свои дни в качестве тракторов. Шасси PzKpfw I также использовалось в производстве САУ Panzerjager I, вооруженной 47-мм пушкой, и sIG 33 оснащенных 150-мм пехотным орудием для непосредственной поддержки пехоты.

Одной из таких модификаций стала бронированная командно-штабная машина Kleiner Panzerbefehlswagen (Kl.Pz.Bf.Wg.). Она была разработана еще в 1936 году и применялась до 1941 г в качестве транспортного средства руководителей танковых подразделений. В 1941 г. ей на смену пришли аналогичные модификации более тяжелых танков. Прежде всего - Pz. III

  Panzerbefehlswagen малая командно-штабная бронемашина

 

 

ТТХ танка PzKpfw I 

 
A  
   
Двигатель Krupp M 305 Boxer 4-цилиндровый на воздушном охлаждении бензиновый мощностью 59 л.с.
Вооружение 2x7.92 мм MG13 Dreyse -  пулеметы
Броня 13 мм лоб, 13 мм борта, 13 мм корма, 6 мм корпус верх, 8 мм башня верх, 6 мм днище
Экипаж 2
Длина 4.02 м
Ширина 2.06 м
Высота 1.72 м
Масса 5.0 т
Скорость 37 км/ч
Запас хода 145 км
   
Ausf.B  
   
Двигатель Maybach NL 38 тR с водяным охлаждением 6-цилиндровый мощностью 98 л.с.
Вооружение 2x7.92 мм MG13 Dreyse -  пулеметы
Броня 13 мм лоб, 13 мм борта, 13 мм корма, 6 мм корпус верх, 8 мм башня верх, 6 мм днище
Экипаж 2
Длина 4.42 м
Ширина 2.06 м
Высота 1.72 м
Высота 5.0 т
Скорость 40 км/ч
Запас хода 170 км

 

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com