Танк Pz II в Варшаве. 2 октября 1939 г
Танк Pz II в Варшаве. 2 октября 1939 г
Танк Panzer II fahrschule
Fahrschulepanzer II (Holzgasantrieb)
Танк PzKpfW II Ausf C. на базе угольной установки (holzgaz)
Танк PzKpfW II Ausf C. на базе угольной установки (holzgaz), видимо, учебный
Танки Pz. Kpfw II на техобслуживании в полевых условиях
Танки Pz. Kpfw II обслуживаются экипажами в полевых условиях

Легкий танк Panzerkampfwagen II

Panzer II F

По различным причинам начало производства основных танков PzKpfw III и IV задерживалось. Чтобы заполнить паузу, было решено выпустить 10-тонный танк, наследник PzKpfw I. Новый танк также рассматривался как учебная, временная машина. Однако, волею судеб, танк поучаствовал в двух войнах: Испанской гражданской и в первых компниях Второй мировой. Без него просто не было бы первоначального немецкого триумфа.
В 1935 г. фирмы MAN, Henschel и Krupp под наименованием "Сельскохозяйственный трактор " ("Landwirtschaftlicher Schlepper" LAS) 100 представили прототипы Panzer II.

Pz II

После испытаний прототипа в войсках был сделан заказ на шасси у MANa, а на корпус у Daimler-Benz. Было выпущено 25 танков PzKpfw II aI. Машина весом 7,2 т. имела экипаж 3 человека, была вооружена 20-мм пушкой KwK 30 и спаренным 7,92-мм пулеметом во вращающейся башне. Ходовая часть состояла из шести небольших катков сгруппированных парами в тележках, которые опирались на рессоры. За Ausf. aI последовали Ausf. a2, a3 and Ausf. B с усовершенствованиями в коробке передач и системе охлаждения. В 1937 г. появился PzKpfw II Ausf. С с радикально измененной ходовой частью. Тележкам пришли на смену 5 катков средней величины, каждый из которых контролировался индивидуальной рессорой. На корпусе были закреплены 4 поддерживающих ролика.

Ранние версии PzKpfw II были испытаны в боевых условиях во время Гражданской войны в Испании. Испытания показали, что хоть танки и задуманы как учебные, их можно применять в бою, при условии не слишком сильного сопротивления.

 

 

Уязвимость PzKpfw II противотанковой артиллерии стала очевидна уже в Испании. Но, похоже, немецкий генштаб неверно истолковал результаты боевого применения PzKpfw II, так как производство его продолжалось, и появлялись все новые модификации(Точных данных об использовании Pz в II Испании автору найти не удалось. Некоторые исследователи ставят этот факт под сомнение).

Pz II в Праге. 1939 год

Хотя броневая защита была улучшена, она едва ли была способна противостоять артиллерии других европейских государств того времени. Вооружение было подстать броне. Несмотря на эти недостатки, хорошо известные офицерам, производство продолжалось до 1942 г. PzKpfw II Ausf. A, B и C, появившиеся между 1937 и 1940 гг. различались между собой незначительно. Для усиления защиты носовую плиту сделали угловой формы. Модель А снабжалась перископом для командира, а В и последующие - специальным куполом. Немецкая армия перед вторжением во Францию в мае 1940 г. имела на вооружении 955 PzKpfw II и 1067 в июне 1941 г. К следующему апрелю это число уменьшилось до 866, несмотря на продолжавшееся производство, что указывает на большие потери, наносимые советскими войсками. Это еще один пример необдуманного использования плохо вооруженных и плохо защищенных танков против превосходящего (в материальном отношении) противника. Тем не менее, танк был эффективен против легко бронированных целей: тягачей, тракторов, грузовиков и т.п.
Во время планирования операции "Морской лев" - вторжения в Великобританию, разрабатывается Schwimmpanzer II (плавающий танк) и полк PzKpfw II переоборудуется в амфибии. На воде танк приводился в движение винтом, соединявшимся с двигателем посредством специального вала расширения.Танк Pz II 7-й танковой дивизии

 
Ausf A/B/C Sd.Kfz.121
Ausf D
Ausf L (Luchs) Sd.Kfz.123
Вооружение: 20мм KwK 30 или 38 L/55 (55 калибров)
1 x 7.92мм. MG34(башня)
20 мм KwK 30 L/55
1 MG 7,92 мм
20мм KwK 38 L/55 
1 x 7.92мм. MG34
Боезапас: 20мм - 180 выстрелов
7,92мм - 3525 выстрелов
20мм - 180 выстрелов
7,92мм - 1425 выстрелов
20мм - 320 выстрелов
7,92мм - 2280 выстрелов
Броня: 5-14,5мм 10-30 мм 10-30мм
Вес: 9.5 тонн 10 тонн 11.8 тонн
Двигатель: Maybach HL 62 TRM
6 цилиндров
140л.с.
Maybach HL 62 TRM
6 цилиндров
140л.с.
Maybach HL 66 P
6 цилиндров
180л.с.
Охлождение: Вода Вода Вода
Расход горючего на 100 км шоссе: 170 литров 100 литров 235 литров
Запас топлива: 170 литров 200 литров 235 литров
Удельная мощность: 14,7 л.с./т 14 л.с./т 15,25 л.с./т
Привод:   передний  
Скорость(шоссе-бездарожье) 40 км/ч 55 км/ч - 19 км/ч 60 км/ч
Запас хода Дорога: 200км
Бездорожье: 125км
  Дорога: 290км
Бездорожье: 175км
Ширина гусеницы:   30 cм  
Удельное давление на землю:   0,8 кг/см2  
Длина: 4,81 м 4,64 м 4,63 м
Ширина: 2,28 м 2,30 м 2,48 м
Высота: 2,02 м 2,02 м 2,21 м
Экипаж: 3 человека 3 человека 4 человека
Годы выпуска:
1935-1943 (все модификации)
Количество:
ок. 1700 (все модификации)

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com