Pz. 38(t)

Легкий танк PzKpfw 38(t)

легкий танк Panzer 38T

Модификации:  Panzerkampfwagen 38(t) Ausf В, С und D.

Другое обозначение: II, III, IV, Serie TNHPS.

Период производства: С января по декабрь 1940 г. в окупированной Чехословакии изготовили 325 танков этой модели.

История. Машины модификации А, заказанные в мае 1939 г., были по существу достройкой танков, предназначавшихся для чехословацкой армии. Достоинства танка были оценены. После чего последовал заказ на 325 единиц Pz 38(t) серий 2-й, 3-й и 4-й. По существу идентичных, за исключением незначительных изменений.
Характерные особенности. Внешне аналогичен танкам модификации А. Антенну с левого борта убрали, добавили оборудование для дымообразования и фары «Нотек». На танках модификации D вокруг погона башни устанавливалось противоосколочное кольцо. Применение. Танки модификации В и С в составе 7-й и 8-й танковой дивизии воевали во Франции в 1940 г., а в составе последней — в Греции в 1941 г. Танки модификации D поступили в войска в сентябре 1940 г.

Модификации: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf E und F.

Другое обозначение: V und Serie TNHPS.

Период производства: С ноября 1940 г. по октябрь 1941 г. изготовлено 525 танков.

История. Опыт боев в Польше указал на необходимость усиления бронирования. С ноября 1940 г. лобовые детали брони были усилены 25-мм листами, закрепленными на заклепках. Было также усилено бронирование бортов башни и надстройки.

Характерные особенности. Водитель и пулеметчик получили новый прибор наблюдения — «Сехклаппе 50»; уменьшено число заклепок в лобовых листах, а башенный пулемет помещался во внутренней шаровой установке.

Применение. Все танки Pz 38(t) с июня 1941 г. воевали в России. Танки модификации D, Е, F поступили в основном в танковые дивизии более позднего формирования 12-й, 19-й, 20-й, а также в 7-ю и 8-ю, которые были первыми, получившими эти чешские танки.
 

ТТХ танка TNH P-S

 

(Чехословакия)

Двигатель Praga EPA 6-цилиндровый, с водяным охлаждением бензиновый мощностью 148 л.с.
Подвеска Рессоры 
Вооружение 1x37.2 мм Skoda A7 пушка (90 зарядов), 1x7.92мм ZB53 спаренный  -  пулемет, 1x7.92 мм ZB53 -  пулемет
Броня 10-25 мм 
Экипаж 4
Длина 4.55 м
Ширина 2.13 м
Высота 2.31 м
Масса 9.7 т
Скорость 15 км/ч - бездорожье; 42 км/ч - шоссе
Запас хода 200 км
   
PzKpfw 38(t) Ausf. A-D  
   
Двигатель Praga EPA 6-цилиндровый  с водяным охлаждением бензиновый мощностью 123 л.с.
Подвеска Рессоры 
Вооружение 1x37.2 мм KwK 38(t) L/47.8 пушка (72 зарядов), 1x7.92 мм башня MG 37(t) -  пулемет, 1x7.92 мм bow MG 37(t) -  пулемет
Броня 25 мм лоб, 15 мм борта
Экипаж 5
Длина 4.61 м
Ширина 2.14 м
Высота 2.40 м
Масса 9.5 т
Скорость 15 км/ч - бездорожье; 56 км/ч - шоссе
Запас хода 200 км
   

PzKpfw 38(t) Ausf. E-G

 
   
Двигатель Praga EPA 6-цилиндровый с водяным охлаждением бензиновый мощностью 123 л.с.
Подвеска Рессоры 
Вооружение 1x37.2 мм KwK 38(t) L/47.8 пушка (72 зарядов), 1x7.92 мм башня MG 37(t) -  пулемет, 1x7.92 мм  MG 37(t) -   пулемет
Броня 50 мм лоб, 15 мм борта
Экипаж 5
Длина 4.61 м
Ширина 2.14 м
Высота 2.40 м
Масса 9.5 т
Скорость 15 км/ч - бездорожье; 56 км/ч - шоссе
Запас хода 200 км

Модификация: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf S.

Другое обозначение: TNH-SV.

Период производства: С мая по декабрь 1941 г. изготовлено 90 единиц.

История. Еще до захвата немцами Чехословакии в марте 1939 г. фирма CKD (позднее называвшаяся ВММ) искала заказы на экспорт своих танков. В 1938-1939 гг. шведское правительство заказало 90 танков TNH-SV. Весной 1940 г. германское командование решило, чтобы все заказанные Швецией танки поступили в вермахт. В начале 1941 г. шведы получили лицензию на изготовление TNHPS, что и сделали, дав своим танкам обозначение Strv m/41. Поступление этих танков в шведскую армию началось в феврале 1943 г., и они были в основном идентичны Pz 38(t) Ausf А, но без антенны на борту корпуса. Они снабжены также противоосколочным кольцом вокруг основания башни, так же как и на современных им танках модификации Е и F.

Применение. Танки этой модификации были переданы Словацкому свободному государству и в составе его «Быстрой» дивизии воевали на юге России в 1941-42 гг.

Модификация: Panzerkampfwagen 38(t) Ausf G

Другое обозначение: VII Serie TNHPS.

Период производства: С октября 1941 г. по июнь 1942 г. изготовлена 321 машина.
История. Последний заказ на чешские танки вылился в модификацию Q, которая получила 50-мм броню в лобовых деталях. Более интенсивно использовалась сварка деталей. Но танк устаревал, и Гитлер приказал впредь использовать лишь шасси этого танка для производства противотанковых САУ. Часть машин выпуска марта и все машины апреля 1942 г. пошли на эти цели. Последние 47 танков были изготовлены в мае и июне 1942 г.

 

Характерные особенности. Щиток перед водителем крепился только на трех заклепках. Крыша моторного отделения заклепок не имела. Применение. Pz 38(t) воевали в основном в России. Различные модификации этого танка поставлялись союзникам Германии - Венгрии, Румынии, Словакии. В сентябре 1944 г. Pz 38(t) продолжали службу в основном в составе бронепоездов: каждый поезд содержал платформу с двумя танками. В это время боеспособными оставались 229 Pz Kpfw 38(t) всех модификаций.
 

Модификация: Panzerkampfwagen 38(t) neur Art - легкий разведовательный танк.

Планировалось изготовить 15 машин в начале 1942 г.

История. Вначале, в сентябре 1939 г., отвечая на требования Управления вооружений на разведывательный танк, заказанный фирме MAN, ВММ предложила свой вариант. Ее танк в основном походил на танк Pz 38(t), но с широким применением сварки броневых листов. Танк предполагалось оснастить восьмицилиндровым двигателем мощностью 250 л. с. Несмотря на хорошие характеристики и достигнутую очень высокую скорость в ходе испытаний в 1942 г., заказа не последовало. Трансмиссия и система управления были установлены на опытный танк VK 903, который, в свою очередь, также не пошел в производство.

Характерные особенности.
Корпус и башня собраны с помощью сварки. Опорные катки сближены; новый двигатель.

Применение. Не применялся.

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com