Легкий танк Lt-38

Еще в 1934 году фирма ЧКД разработала для армии Ирана легкий танк «Прага» с ходовой частью, напоминавшей шасси Кристи – четыре опорных катка большого диаметра.
Последующие образцы с увеличенной массой и пушечным вооружением также строились на экспорт. Наиболее удачной была серия TNH. Так, TNHP-5, заинтересовалось командование чехословацкой армии и в 1938 году заказало 150 таких машин со сроком сдачи до апреля 1939 года. TNHP – в армейском обозначении LT-38 – был одной из интересных конструкций в мировом танкостроении. Благодаря удачной компоновке в этом легком танке свободно размещались 4 человека.
На нем установили 6- цилиндровый карбюраторный мотор «Прага» ЕРА, планетарную коробку передач и двухступенчатый ПМП. Опорные катки большого диаметра были сблокированы по два на листовых горизонтальных рессорах с механическими амортизаторами. Равномерное распределение веса машины на катки облегчало вождение и увеличивало маневренность. Удельное давление не превышало 0,55 кг/см 2 . Корпус танка был клепаный на башне имелась командирская башенка с триплексами. Бронебойный снаряд массой 0,8 кг пушки со стволом длиной 48 калибров (начальная скорость 750 м/с) на расстоянии 500 м пробивал 40- мм броню. Разработанный немцами подкалиберный снаряд (масса 0,37 кг, начальная скорость 1040 м/с) был эффективен только на дистанции менее 500 м.
Поставка чехословацкой армии 150 LT- 38 не была закончена, на их производство продолжалось после захвата Чехословакии Германией весной 1939 года – под обозначением 38(t) танк поступил на вооружение вермахта. На модификациях от А до G усиливалось бронирование, росли мощность двигателя и масса. Строительство его на заводах ЧКД (немецкое обозначение ВММ) продолжалось до лета 1942 года (всего более 1400 машин).
LT-38 был механически надежным, легко управляемым и достаточно простым по конструкции.
38(t) участвовали в кампаниях в Польше (1939 г.), во Франции (1940 г.) и в боях на советско-германском фронте в 1941 – 1942 годах. На 1 июля 1941 года в вермахте насчитывалось 763 танка 38(t), что вместе с 189 35(t) составляло почти четверть танкового парка вермахта. Бои на советском фронте выявили недостаточное вооружение и бронирование. Немецкое командование направило уцелевшие машины на другие фронты или передало их в венгерскую и румынскую армии. До конца войны продолжался выпуск их шасси для самоходных установкок: «Мардер»Ш с 75-мм противотанковым орудием, 150-мм орудие «Бизон», 20-мм зенитная СУ, «Хетцер» и др.

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com