Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

 Бронемашина БА64

Разработка нового бронеавтомобиля началась в сентябре 1941г. Ведь выпущенные до этого БА-10 и БА-20 уже не удовлетворяли требованиям того времени, а лучшего вариант на тот момент не было.
Так как новый бронеавтомобиль должен был нести всего один пулемет ДТ, калибра 7,62, а экипаж состоять из 2х человек предполагалось использовать ходовую от ГАЗ-64, с новейшими на тот момент разработками, полученными при испытаниях трофейной Sd.Kfz.221 и создании ЛБ-62 .

Новая бронемашина получила обозначение ГАЗ-64-125 (“изделие 64-125”). Работа началась во второй половине октября 1941г и двигалась в быстром темпе. Уже в ноябре были получены все чертежи изделия и изготовлены детали, а в декабре началась сборка первой машины. 9 января 1942 года, первый бронеавтомобиль выехал из ворот завода.

По сравнению с первоначальным проектом, в конструкцию были внесены некоторые изменения. В первую очередь была изменена подвеска – установлены торсионным стабилизатором боковой устойчивости на задней подвеске от ГАЗ М-1, появился увеличенный бензобак, изменилось рулевое управление и положение рычагов и педалей. Приборная панель была сделана максимально упрощенной. В распоряжении водителя находился только спидометр и аэрометр.

Корпус бронемашины изготавливался и броневых листов с толщиной от 4 до 15мм. Лобовые листы, устанавливались с большим уклоном, что обеспечивало хорошую пулестойкость. Небольшой люк, со смотровой щелью (закрытой стеклом «триплекс») находился в верхнем лобовом листе. По бортам также находились смотровые щели, закрытые стеклами «триплекс». Корпус машины был ужат до пределов, и для комфортного расположения экипажа, пришлось водителя разместить по центру, а за ним, на возвышении, усадить командира (стрелка-пулеметчика).

Единственное вооружение бронемашины - пулемет ДТ (7,62мм) устанавливался в башне, имеющую восьмиугольную форму. Огонь мог вестись как по земле, так и по воздушным целям. Угол обстрела составлял по вертикале 75°, т.к. башня не имела крыши и в боевом положении была закрыта противогранатной сеткой. Боекомплект составлял 20 магазинов (1260 патронов).
Следующий месяц проводились испытания на заводском полигоне. Хоть прототип ГАЗ-64-125 и имел серию недостатков, но они не были критическими. После проведенных доработок, в начале февраля 1942 г. Комиссия рекомендовала принять для передачи авиадесантным и истребительным частям в качестве машины связи и охранения. После представления в Кремле, 17 марта было издано постановление о приеме на вооружение в РККА с обозначением БА-64.

Схема бронирования БА-64

Схема бронирования бронемашины БА-64

Серийное производство началось в 1942году, но долгое время не проходили военную приемку по причине отсутствия шин ГК. В последствии темпы выпуска увеличились.
В процессе боевой эксплуатации проявился ряд серьезных недостатков. В летнее время, в боевом отделении температура поднималась до 55-60°. В последствии, в верхней крышке прорезали отверстия для вентиляции, которые перекрывались сверху броневым кожухом. Высокий центр тяжести и слабая подвеска привело к уменьшению гарантийного пробега до 1000-4000км и к массовым поломкам и частому выходу из строя.

Увеличить боевую эффективность удалось только после появления ГАЗ-64-125-Б, в котором было доработано шасси (увеличили колею и установили 4 гидроамортизатора на переднюю ось), установлен двигатель с мощностью 54 л.с и улучшенной системой охлаждения, появились 2 лючка на бортах в передней части корпуса. 
Выпуск новых бронеавтомобилей под маркой БА-64Б начался зимой 1943 года, но был приостановлен после серии налетов вражеской авиации в период с 5 по 14 июня и возобновился только в августе.

Изготовление бронеавтомобиля продолжалось в период с 1944 по 1946г., тогда и были приняты последние 62 машины. Всего было собрано 3903 БА-64 и 5160 БА-64Б, что дает право считать этот бронеавтомобиль самым массовым.

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com