Лёгкий бронеавтомобиль БА-20

Бронемашина БА-20 с десантом на броне

Разработку конструкции нового бронеавтомобиля было поручено в начале 1935г. КБ Ижорского завода. Новая машина должна была существенно превосходить по характеристикам устаревшую уже ФАИ, иметь улучшенную проходимость как по разбитым дорогам, так и по мягким грунтам. Единственным вариантом шасси, которое более-менее подходило под эти требования, было шасси от ГАЗ-М1, серийное производство которого наладили в конце зимы 1936 г.

Ввиду того, что сроки на изготовление изделия были весьма сжатыми, ижорские инженеры решили сократить время на проектирование, оставив корпус от ФАИ, но внеся минимальные изменения. Использование нового шасси дало возможность увеличить размеры корпуса, оставив при этом ту же толщину бронелиста (4-6мм). Само же расположение дверей, смотровых щелей и лючков осталось прежним. Также перешла от ФАИ и башня с пулеметом ДТ, калибра 7,62мм. При этом угол возвышения пулемета, закрепленного в шаровой опоре, составлял 23°, а снижения - 13°. Благодаря всем эти изменениям боевая масса БА-20 увеличилась до 2270 кг.

Новый бронеавтомобиль, получивший обозначение БА-20, уже в мае 1936 года был доставлен на полигон. Даже при возросшей массе, двигатель большей мощности разгонял бронеавтомобиль до 95,5 км\ч, запас хода составлял 704 км по шоссе и 558 по проселку. На мягком грунте машина вела себя увереннее, чем ФАИ. Получив в основном благодаря этому положительную оценку военной комиссии, тем не менее были выявлены серьезные недостатки. Например, затруднена возможность обзора из смотровых щелей, а при скорости более 15 км\ч приходилось открывать люки. Вооружение автомобиля было слишком слабым, предполагалось в дальнейшем установить спарку из пулеметов ДТ калибра 12,7-мм и дополнительный пулемет 7,62 в лобовом листе.

Решение о запуске в производство было принято до полного окончания испытаний. В связи с загруженностью Ижорского завода, изготовление БА-20 было передано на Выксунский завод ДРО. Производство нового броенавтомобиля началось в июле 1936г, параллельно с последними модификациями ФАИ.

Попытки установить более мощное вооружение оказались безуспешными, вместо этого была предпринята попытка улучшить защищенность машины. Так в 1939 году появилась коническая башня “повышенной пулестойкости”. При той же толщине бронирования, был изменен наклон броневых листов, что повысило процент рикошета винтовочных пуль.

Бронеавтомобиль легкий БА-20
На 1 октября было принято всего 15 машин нового типа, хотя заказ на изготовление БА-20 со старой башней был выполнен полностью. Основной проблемой оказалось обеспечение бронеавтомобилей новыми коническими башнями. Более того, пулестойкие шины, поставляемые заводом “Красный треугольник” и Ярославским резино-асбестовым комбинатом, оказалась низкого качества - большая часть шин не прошли испытание.

На 1938 год предполагалось изготовление бронемашин только с коническими башнями и модернизированной передней осью с усиленными колесами. Процесс модернизации опять был сильно затянут и окончательно реализован только осенью 1938 года. Кроме усиления передней рамы, также были заменены рессоры заднего моста, установлен 9-мм лобовой лист корпуса и башни и улучшено бронирование башни. Это повлекло за собой увеличение массы и переделку корпуса. Также, по опыту боев в которых участвовала бронемашина в Испании, башенную поручневую антенну решили заменить на штырьевую.

Производство обновленного бронеавтомобиля стартовало в 1939г и получило обозначение БА-20М. Темпы выпуска новой модификации оставались небольшими и к концу года был изготовлен только 161 бронеавтомобиль. В 1940 г. количество производимых машин увеличилось до 253шт.

Планы на 1941год включали в себя выпуск 311 машин за первое полугодие, но завод не смог справится с ним в полной мере. В августе выпуск бронеавтомобилей упал, т.к. предприятие было переведено на выпуск башенных погонов для Т-34 и корпусов для танков Т-60. Темпы изготовления бронемашин продолжали падать и в итоге, в декабре их было выпущено всего 16шт.

Окончательное снятие с производства БА-20М поступил только в марте 1942года, но бронеавтомобили еще продолжали собираться в течении нескольких месяцев и последние 14 шт. БА-20М покинули завод в июле 1942г. За все время выпуска, было изготовлено 1567 единиц БА-20 в 20 различных модификациях. 

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com