Болгарский царь Борис III в танке Skoda LT Vz. 35 - Pz.Kpfw 35 (t)
Болгарский царь Борис III в танке Skoda LT Vz. 35 - Pz.Kpfw 35 (t),

Легкий танк LT vz.35 /Skoda 35(t)/ Panzerkampfwagen 35(t)

 

Panzer 35T

 

PzKpfw 35(t)Мало кто знает, что Чехословакия до начала Второй мировой войны являлась лидером среди экспортеров бронетанковой техники, поставляя продукцию в Австрию, Болгарию, Венгрию, Латвию, Перу, Румынию, Швецию, Швейцарию и Турцию.

В октябре 1934 года командование чешской армии разместило заказ на разработку двух прототипов среднего танка (получили обозначение S-11-а или Т-11). К июлю 1935 года машины были готовы и начались их испытания. Несмотря на то что были выявлены многочисленные недочеты, военные не стали дожидаться их устранения и в октябре заказали 160 серийных образцов, первые из которых поступили в войска в начале следующего года. Однако поломки были настолько частыми, что все машины пришлось отозвать на завод «Шкода» для внесения конструктивных изменений.

Усовершенствованные танки получили обозначение LT-35.138 таких машин было поставлено в чешскую армию, Румыния закупила 126 таких танков, присвоив им обозначение R-2. Поскольку конструкторам удалось решить большинство проблем, эта техника пользовалась неплохой репутацией.

После присоединения Судетской области к Германии в 1938 г. в руки Вермахта попало значительное количество чешских танков. PzKpfw 35(t) был оснащен 37 мм орудием и хорошо себя зарекамендовал. Танк в составе немецких войск принимал участие в польской и французской компаниях. На основе его шасси было создано много видов других бронированных машин. Panzer 35(t) по своим основным характеристикам примерно соответствовал немецкому Panzer II

Когда немцы в 1939 году оккупировали Богемию и Моравию, у них в руках оказалось некоторое количество этих машин. Оценив их качества, немцы приняли их на вооружение под обозначением легкий танк 35 (t). По заказу вермахта на заводе «Шкода» было изготовлено еще 219 единиц. В Германии тех лет не хватало собственной бронетехники, чтобы вооружить растущую армию, поэтому 6-я танковая дивизия перед вторжением во Францию была вооружена танками 35 (t). Они оставались в боевых частях до 1942 года, после чего оставшиеся машины были переоборудованы в артиллерийские тягачи и передвижные ремонтные мастерские танковых батальонов. 

Pz.Kpfw.35(t)

 

Особенности конструкции.

Бронирование было тонким, кроме того броневые листы скреплялись заклепками, что в условиях Второй мировой стало уже архаизмом. Зато чехи позаботились о максимально просторной кабине для экипажа. Для управления машиной использовался сжатый воздух, что также значительно облегчало жизнь водителю, по крайней мере до тех пор, пока не наступила русская зима 1941-го года. Конструкция с точки зрения равномерности нагрузки также была удачна. Пробег танка также был высок и достигал 7000 км.

 

 

Следует также заметить, что на основе чешского танка был создан ряд иностранных вариантов: немецких, венгерских, румынских. Это произошло после оккупации Чехии Третим Рейхом.

 

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com