Перевернутый БТ
Танк БТ-7М
Маска пушки танка БТ
Маска пушки танка БТ
Танк БТ-5
Легкий колесно-гусеничный танк БТ-5

История разработки танков БТ

фото Танк БТ-2В 30-х годах в СССР созданию колесно-гусеничных танков уделялось большое внимание по нескольким причинам, в частности потому, что срок службы гусениц был отностельно мал, а также в силу ошибочного мнения, будто гусеничный движитель является наиболее уязвимой частью танка. В конструкторском бюро, возглавляемым С.А.Гинзбургом, был разработан проект танка с колесно-гусеничным движителем. В 1935 г. танк под индексом Т-46 проходил испытания. По внешнему виду он напоминал танк Т-26. Боевой вес его был несколько больше, чем танка БТ (15 т). Переход с гусеничного хода на колесный осуществлялся так же, но при движении на колесах у Т-46 ведущими были уже две пары задних опорных катков. Верхняя ветвь гусеницы поддерживалась двумя спаренными катками. На колесах танк развивал скорсть 80 км/ч, на гусеницах - до 58 км/ч. Вооружение и бронирование были аналогичны танку БТ.

Выпущенная небольшая партия машин отличалась большей сложностью конструкции и меньшей надежностью по сравнению с стоявшим на вооружении БТ. По результатам испытаний пришли к выводу, что дальнейшее производство Т-46 нецелесообразно. Для повышения пулестойкости в конструкторском бюро разработали и испытали броневой корпус и башню оригинальной конструкции. Детали лобовой части,бортов и кормы были установлены под большими углами наклона. Вооружение, силовая установка, отдельные агрегаты и механизмы, колесно-гусеничный ход использова- ны от танка БТ, но при движении на колесном ходу три пары опорных катков являлись ведущими. Машина получила индекс БТ-ИС. Из-за сложности конструкции, доступа при обслуживании ходовой части дальнейшие работы были прекращены. В декабре 1930 г. в Советский Союз из Нью-Йорка прибыло судно с двумя танками,закупленными в Америке у конструктора Дж.Кристи.

Танк БТ-5 УченияДальнейшая работа с машинами поручается созданному танковому конструкторскому бюро при Харьковском паровозостроительным заводе им. Коминтерна, имеющем еще и опыт строительства гусеничных тракторов "Коммунар". Кроме рабочей документации, надо было разработать рабочие чертежи для изготовления башни и установки в ней вооружения (машины прибыли без башен и вооружения). Пересматривались и другие узлы и агрегаты, требующие изготовления в соответствии с заводской технологией. Встал вопрос и об индексе танка (еще ранее все индексы для будущих танков были заняты на три года вперед). В конце концов ведомство, присваивающее индексы, предложило два варианта : "СТ" - скороходный танк или "БТ" - быстроходный танк. Был утвержден второй вариант.

 

Танки БТ-2

23 мая 1931 г. танк приняли на вооружение, производство же его началось три месяца спустя. Корпус танка претерпел ряд изменений. Заостренный нос лобовой части, наклонного и боковых листов был расширен и притуплен. У танка Кристи створки люка механика-водителя открывались по вертикали, а в варианте БТ-2 - по горизонтали. В приводе ведущего колеса гусеничного хода вместо цепной передачи (у прототипа) установлена шестеренчатая передача к колесному ходу. Преимуществом танка Кристи была индивидуальная свечная подвеска каждого из шести парных опорных катков большого диаметра. Качающиеся рычаги катков связаны с мощными вертикальными пружинами, которые располагались между двумя бортовыми листами корпуса.Передняя пара управляемых колес подвешивалась на горизонтальных пружинах. Все катки были обрезинены. Смена хода с гусеничного на колесный осуществлялась наездом на разложенные по земле гусеницы, ветви ее охватывали колеса и скреплялись соединительнвм пальцем. На всю операцию экипажу требовалось около 30 минут. Центрирующие гребни на траках чередовались с гладкими и, войдя в зацепление с ведущим колесом, приводили танк в движение. Для поворота танка на колесном ходу имелось рулевое колесо, с помощью которого осуществлялся поворот передней пары колес. При движении на колесах гусеницы укладывались на надгусеничные полки.

Легкий танк БТ-7Для БТ-2 сконструировали башню цилиндрической формы с небольшим углом наклона в передней части крыши. Предусматривались варианты установки вооружений: с пулеметным вооружением; с пушечно-пулеметным; различные варианты установки пушки ( 37-мм ). Все элементы конструкции башни и листы броневого корпуса соединялись клепкой. На БТ-2 первого выпуска опорные литые катки были спицованными. В качестве силовой установки ипользовался авиационный двигатель м итальянской фирмы "Либерти", удельная мощность которого позволяла применить коробку передач с четырьмя передачами переднего и одной заднего хода.

Машина имела недостатки: плохо заводился и часто перегревался двигатель, неудобство раздельной установки пушки и пулемета, теснота в боевом отделении, отсутствие радиосвязи, недостаточно мощное вооружение. Но несмотря на это, машина хорошо была принята в войсках. Конструкторы продолжали совершенствовать боевые возможности танка и в 1933 г. создается танк БТ-5.БТ-5 Но БТ-2 продолжал эксплуатироваться. На нем стали устанавливать отдельные узлы и агрегаты от БТ-5 и БТ-7, на жалюзи моторного отсека - защитную сетку, с кормы убрали глушитель, а выхлопные патрубки вывели под сетку по типу БТ-7, литые катки заменили штампованными, появились передние крылья над гусеницами, смотровые щели оснастили оптическими приборами. Поступивший на вооружение БТ-5 отличался новой башней цилиндрической формы с кормовой нишей, 45-мм пушкой образца 1932 г. и спаренным с ней пулеметом. Пушка была оснащена телескопическим и перископическим прицелами, что повышало точность стрельбы с места и с хода. Начальная скорость бронебойного снаряда 760 м/сек оказалась выше, чем у иностранных легких и некоторых средних танков, и, таким образом, мощность вооружения БТ-5 возросла. Кроме того, на ряде машин устанавливали 75-мм пушку с относительно длинным стволом. Они предназна- чались для артиллерийской поддержки атакующих танков, действуя во втором эшелоне. На БТ-5 был установлен отечественный карбюраторный двигатель М-5. В результате внесенных изменений масса машины несколько возросла, что вызвало необходимость усиления деталей ходовой части. На командирских танках устанавливались радиостанции с поручневой антенной на башне, замененной впоследствии штыревой.

Румыны осматривают подбитый БТВ 1936 г. в танковых войсках проводились опвты по преодолению водных преград по дну (до 5 м). С этой целью танк оборудовался воздухопитающей трубой и материалами, обеспечивающими герметичность корпуса. Танк получил индекс БТ-5-ПХ. Дальнейшее развитие танков БТ заключалось в усилении броневой защиты, применении сварных соединений листов, увеличении запаса хода путем размещения дополнительных топливных баков на надгусеничных полках и в кормовой части корпуса, установке нового двигателя М-17Т. Был спроектирован новый главный фрикцион и усилена коробка передач. Количество передач переднего хода уменьшено до трех. Были введены ленточные плавающие тормоза, значительно повысившие ходовые качества. Все эти нововведения были реализованы и в БТ-7 1935 г. выпуска с цилиндрической башней и кормовой нишей. Если на танках БТ-2 и БТ-5 применялась крупнозвенчатая гусеница, то с этой модели - мелкозвенчатая, более соответствующая условиям работы ходовой части.БТ-7

Через некоторое время на БТ-7 вводится коническая башня с более высокой бронестойкостью. Совершенствуется механизм вертикальной наводки пушки. Один пулемет спаривается с пушкой, а второй устанавливается в нише башни. Часть танков оснащается зенитными пулеметами. Эта модель становится массовой. К концу 1937 г. танковый парк составлял около 5 тысяч танков БТ. В 1938 г. была изготовлена небольшая партия танков БТ-7А. На этой машине, так же, как и на БТ-5А, стояла 76-мм пушка со специально спроектированной под нее башней. Боекомплект к ней составлял 50 выстрелов. Применялись эти танки для поддержки БТ-7 и Т-26 в боевых действиях на реке Халхин-Гол в 1939г. На базе БТ-7 выпускался и огнеметный танк. Основным вооружением оставалась пушка с пулеметом, а огнемет устанавливался в отделении управления на наклонном листе передней части корпуса, по существу являясь курсовым огнеметом. Во втором случае огнемет находился в боевом отделении, в нижней части башни. Емкости с огнесмесью размещались по бортам, на надгусеничных полках. На базе БТ-7 был создан вариант танка-мостоукладчика. В 1938 г. в опытном порядке на БТ-5 установили специально созданный танковый дизельный двигатель большой мощности В-2. Испытания прошли успешно и было принято решение начать с 1939 г. серийное производство танков БТ-7М с этими двигателями. Боевой вес, запас хода увеличились, возросло и удельное давление на грунт. В связи с этим возможности колесного хода ограничились и, как правило, не использовались. На всех машинах имелись радиостанции и танковые переговорные устройства ТПУ-3.

 Танки БТ-7 на улицах Львова. Сентябрь 1939 года

 Танки БТ-7 на улицах Львова. Сентябрь 1939 года

Общий объем производства на Харьковском заводе им.Коминтерна за эти годы составил 8259 танков. Главное достоинство танков БТ заключалось в том, что при движении на гусеницах они развивали большие скорости. В 30-е годы прошлого века таких быстроходных боевых машин не имела ни одна армия мира. В 1940 г. производство БТ было прекращено в связи с переходом на выпуск танков Т-34.

 

БТ-7, современное видео


Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com