Худший американский танк Второй мировой войны Т-16

Американский танк

Какой из американских танков времен Второй Мировой войны был самым плохим? Если ограничиться только теми танками, что се­рийно выпускались и применялись в боях, то скорее всего таковым можно назвать легкий танк Т-16. Вряд ли большинство читателей сможет уверенно даже распознать Т-16. Его служба в американской армии была столь коротка и даже позорна, что он обычно едва упомина­ется в большинстве официальных историй развития танков США в годы Второй Мировой войны.

В ОТЛИЧИЕ от почти всех прочих тан­ков армии США того времени, легкий танк Т-16 был разработан фирмой Мармон-Харринггон (Marmon Herrington] не на основе требований армии США. Он был создан в частном порядке и предназна­чался для коммерческого экспорта. Фирма Мармон-Харрингтон была наиболее извест­на в то время своими коммерческими грузо­виками и в 1930-х начала проектировать легкие танки для экспорта, в том числе и CTVL, предназначенный первоначально для Мексики. Немного позднее один CTL-3 был приобретен корпусом морской пехоты США для проведения испытаний. Это не был танк в полном смысле этого слова и напоминал, скорее увеличенную танкетку. Улучшенная модель CTL-3M также был по­строен для морской пехоты США и помог сформировать базу для более позднего Т-16.

В 1940 армия Королевской Голландской Вест-Индии (KNIL: Koninklijk Nederlaris Indisch Leger) начала программу обширной модернизации своего вооружения. KNIL от­носилась к голландским вооруженным силам, призванным защитить нефтяные богат­ства голландской Вест-Индии (которая входит сегодня в состав Индонезии. KNIL была отделена от армии Голландии и чаще всего заказывала себе вооружение самосто­ятельно. Когда война на Тихом океане стала неизбежной, KNIL решила реорганизовать свои четыре механизированные оригады и позднее увеличить их количество до шести. Эти новые боевые единицы требовали зна­чительного количества новых транспортных средств, в том числе грузовиков, тягачей и танков. Легкий американский танк т-16Голландия не была способна выпус­тить такое количество техники самостоя­тельно, тем более, что с войной, уже окру­жавшей Европу, не было никакой возможности доставить ее оттуда. Единст­венным источником такой поставки .могли быть только Соединенные Штаты, но их тан­ковые заводы были тоже заняты спешным оснащением американской армии и первы­ми договорами поставок по ленд-лизу. Так что KNIL была вынуждена обратиться к тем фирман, которые не были связаны договорами о по­ставке боевой техники армии США. Мармон-харрингтон подходила для этого идеально, гак как могла обес­печить весь спектр транспортных средств и необходимого оборудования на коммерческой основе.

В 1940 KNIL заказала 600 танков, в том числе легкие двухместные CTLS-4TAC, CTLS-4TAY, трехместные CTMS-ITBI и средние четырехместные MTLS-IGM. Было решено сформировать в каждой бри гаде два тан­ковых батальона с общим количеством 90 танков. По азиатским меркам это были огромные военные по­ставки, начало которых приходилось на май 1941. Из указанных четырех типов первыми должны были по­ставляться CTLS-4. Как уже упоминалось раньше, эти машины были развитием CTL-3. наибольшим отличи­ем от которых было наличие пулеметной башни. По не вполне понятным причинам CTLS-4 строился в двух вариантах, являвшихся как бы зеркальным отражени­ем друг друга. CTLS-4TAC имели водительское место слева, a CTLS-4TAY — справа. По всей вероятности это объяснялось тем, чтобы иметь возможность предла­гать танк разным странам с водителем на той же сторо­не, как он располагался на гражданских автомобилях. Поскольку многие страны тихоокеанского региона приняли британское правило левостороннего движе­ния, CTLS-4TAY мог поставляться им, в то время как другие страны могли выбрать CTLS-4TAC.T-16 Американский танкВ результате контакта проектировщиков с Управ­лением Снабжения Армии США, для CTLS-4 реко­мендовали подвеску на вертикальных витых пружи­нах, уменьшенную копию той, что пошла для нового легкого танка МЗ. Но CTLS-4 был много меньше и по­тому был вооружен только одним пулеметом Брау­нинга калибра .30 (7,62-мм) в башне и еще двумя в корпусе. Проектирование и производство CTLS-4 за­тянулось и вместо того, чтобы быть готовым к маю 1941 г., первые танки до начала войны с Японией в голландскую Вест-Индию так и не прибыли. 

Японцы начали вторжение в богатые нефтью зем­ли Вест-Индии в январе 1942 г. В середине февраля 1942 г. первые легкие танки CTLS-4 фирмы Мармон-харрингтон были поставлены на остров Ява, общим числом чуть более 20 шт. Танки прибыли без боепри­пасов для пулемета, которые позднее были получены из военно-воздушных сил, использовавших пулеметы калибра .30, вместо 7,92-мм, использовавшихся в ар­мии Европы. Новые танки имели массу недостатков. Например, гнездо зажигания располагалось па бранд­мауэре позади водителя, и когда он оперировал рыча­гами управления, он часто ударял эту кнопку, отключая мотор.

К 27 февраля первые семь обученных экипажей были сведены в импровизированный тан­ковый взвод под командованием лейтенанта Кристиа­на (Christian). Это произошло всего за день до нападе­ния японских сил на остров Ява, уже захвативших многие другие земли Вест-Индии. Взвод Кристиана совершил марш через горы севернее Бандоенг (Bandoeng) и атаковал разворачивающиеся японские силы возле города Соебаиг (Soebang) 2 марта 1942 г. Несмотря на то, что первоначально наметился успех, танки, будучи изолированными от голландской пехо­ты, понесли потери 5 танков из 7, и были в конечном счете отозваны. Силы KNIL на острове Ява сдались не­сколькими днями позднее — 8 марта 1942 г. Японцы оккупировали остров и нашли несколько исправных легких танков CTLS-4 и примерно дюжина их была со временем доведена до боеспособного состояния. В 1945 г. некоторые из них были переданы националис­тической Индонезийской Независимой Армии и ис­пользовались в боях против Британских вооружен­ных сил, высадившихся на острове Ява для установления союзнического управления. Фото американского танка T-16После краха KNIL и Голландской Вест-Индии в марте 1942, следующей целью Японии, как ожидалось, будут Новая Гвинея и Австралия. В начале марта, уп­равление войск США, отклонило голландские требова ния и занялись укреплением Австралии. 102 CTLS-4 прибыли в Австралию в апреле и еще 47 в мае 1942, составив в общем 149 танков. Они использовались прежде всего для обу­чения. (Их история рассказана подробнее в журнале «Military Ordnance» в ноябре 1994). Они постепенно списывались в резерв, так как началось поступление более современ­ных танков и двигатели CTLS-4 начали использовать для оснащения катеров.К лету 1942 г., дополнительные танки Мармон-Харрингтон вышли из ворот заво­да. Так как все они официально принадле­жали голландскому правительству в изгна­нии,   некоторые   из   них   поступили  для обеспечения боевых частей заграничных колоний, в том числе и тех, что действовали под управлением Германии и Японии. Всего Голландской Вест-Индии было поставлено 89 танков, включая Суринам, Гвиану (73) и Голландские Антиллы, изолированные участки Аруба (7) и Кюрасао (9). Среди них были 39 легких CTLS-4, 30 CTMS-ITBI и 19 средних MTLS-1G14. В Су­ринаме был сформирован батальон танков в Парама­рибо под командованием лейтенанта Королевских Голландских морских пехотинцев Арендой. Некото­рые вошли в развернутую позднее Воздушную Ар­мию США в Зандерий. Они эксплуатировались до 14 февраля 1945, когда их штаты были пересмотрены.

Тем временем Голландская Вест-Индия была осво­бождена и вовлечена в борьбу с Индонезийскими се­паратистами. В 1946 г. 17 легких танков CTLS-4 были поставлены на остров Ява. Они нуждались в ремонте и использовались очень ограниченно, даже после по­пытки их восстановления в 1947 г.

Следом за Голландией, Армия США была следую­щим кандидатом на получение остающихся танков Мармон-Харрингтон. Но к тому времени в США уже имелся более совершенный легкий танк МЗ. 240 танков CTLS-4 предлагалось Китаю и эта передача была пред­варительно одобрена. Однако в середине 1942 г. китай­ский офицер связи, генерал Пе Кианг, сообщил ведом­ству США, что Китай не испытывает недостаток в  танках. Причины этого полностью не ясны. В любом случае управление США имело теперь более 250 легких танков типа CTLS-4. В июне 1942 т. Армия США реши­ла взять большинство из них для ограниченной охран­ной службы. 23 июля 1942 г. Управление Вооружений

Поставки танков Marmon Herringtonв 1941- 45 гг

Тип

Ява

Суринам

Aruba

Кюрасао

Австралия

Армия США

ленд-лиз

Всего

CTLS-4 легкий

24

26

6

 

7

 

149

240

-

452

CTMS-1TBI легкий

-

28

1

 

2

 

-

1

30

62

MTLS-1G14 средний

-

19

-

 

-

 

-

2

-

21

Всего

24

73

7

 

9

 

149

243

30

535

 

приняло их для ограниченного использования и обозначило CTLS-4TAY как легкий танк Т-14, a CTLS-4TAC как легкий танк Т-16.Подавляющее большинство из них поступило в штат Аляска, а также на Алеуты, чтобы встретить возможное японское вторжение сюда. Некоторые остались в Калифорнии в составе сил самооборо­ны для защиты побережья от вторжения. Поставки включали штат Аляска — 145, Северо-Западный сектор — 25, Северо-Западный Сектор/Калифорния — 19, Южный сектор/Калифорния — 25, Бер­муды — 5,1 , СолтСеит-Мери — 17.

Японцы ок­купировали остров Киска и Any в Алеутской гряде в июне 1942. В результате было сформировано несколько танковых рот из легких танков Т-14 и Т-16 и были посланы в базы США на Алеутских островах. 138-й пехотный полк на Умнак был поддержан такой ро­той. Японцы высадились здесь имея горстку легких танков «Тип 95 Ха-Го», и это был единственный факт боевого применении вражес­ких танков на американской земле. Как известно, никакие амери­канские танки, в том числе и «Мармон-Харрингтон» не применя­лись в то время, когда США вновь отвоевывали острова Киска и Атту из-за отвратительной почвы на побережье. Возможно, наибо­лее известной среди этих подразделений была 602-я отдельная тан­ковая рота на острове Умнак, которая поддерживала 135-й пехот­ный полк национальной обороны Миссури. Это подразделение часто фотографировалось и большинство фотографий Т-16-ых в ар­мии США относятся именно к этому подразделению. Рота была сформирована из роты Б, 35-й танковой роты национальной гвар­дии Миссури и предполагалось, что она войдет в 194-й батальон лег­ких танков, который вступил в бой на Филиппинах в 1941-42. Одна­ко рота осталась на территории штата возможно поэтому, что в то время для нес просто по хватило танков.Американские экипажи не любили танки Мармон-Харрингтон.

Отчет управления снабжения в ноябре 1942 г. подчеркивает, что каждый отдельно взятый танк терпел аварию в эксплуатации в тече­ние первых 100 часов работы. Часть этих проблем снималось обуче­нием, поскольку многие из этих машин эксплуатировались не под­готовленными танкистами, а любым доступным личным составом. В тоже время голландцы и австралийцы находили эти танки достаточ­но удовлетворительными, так как голландцы почти три года эксплу­атировали их в Джунглях Суринама. 20 ноября 1942 г. управление снабжения приказало, чтобы все легкие танки Т-14 и Т-16 были сня­ты с вооружения и списаны. Наибольшее количество танков этого вида были списаны в 1943. Управление снабжения отправило на Абердинский полигон один легкий танк CTMS-1TB1 и два средних MTLS-1G14 для испыта­ний уже в феврале-мае 1943. В одном из сохранившихся отчетов они именуются как «полностью ненадежный с механическими и струк­турными дефектами, маломощный и снабженный слабым вооруже­нием». Хоть эти тапки и были оценены как непригодные для служ­бы в Армии США, они нашли некоторый сбыт не только в Голландской Вест-Индии. Так тридцать легких танков CTMS-1TBI предлагались отдельным странам Южной Америки по программеленд-лиза. Это Куба (8), Эквадор (12), Гватемала (6) и Мексика (4). Эквадор после списания Мармон-Харринпонов получил в 1944 лег­кие танки МЗАI. Некоторые из Гватемальских танков пережили 1990 г. и три из них продавались американскому коллекционеру (см. «Museum Ordnance», Январь 1994). Но насколько известно, ни один из CTLS-4 наиболее общего вида не сохранился целиком, хотя впол­не возможно, что имеются их останки в необитаемых углах Сурина­ма, или Алеутских островов.

 

Технические Данные

 

Характеристика

Легкий танк Т-16 (CTLS-4TAC)

 

Экипаж

2

 

Длина

11 футов 6 дюймов

- 3505 мм

Ширина

6 футов 10 дюймов

- 2100 мм

Высота

6 футов 11 дюймов

- 2110 мм

Клиренс

18 дюймов

- 458 мм

Сухой вес

15,800 фунтов

- 7200 кг

Толщина брони

 

 

лоб

1 дюйм

- 25,4 мм

борта

1/2-7/16 дюймов           12,7

11,11 мм

корма

7/16 дюймов                            

11,11 мм

башня

1/2 дюйма

- 12,7 мм

Крыша

1/4 дюйма

- 6,9 мм

Ширина трака

12 дюймов

- 305 мм

Track pitch

3 дюйма

-76 мм

Емк. Топливного бака   47 галлонов

 

Трансмиссия

Скользящая муфта, управляемый дифференциал

 

КПП

5 вперед, 1 назад

 

Двигатель

124 лс Hercules WXLC-3 404 куб 6-цилиндровый бензиновый

дюйма

Макс, скорость

31 миль/час

 

Вооружение

3 пулемета Браунинг кал 7,62

Вращение башни

240 %

 

 "Полигон" №2 2001 г.  Стивен Залога

Стоматология в Минске

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com