Танк КВ-5, иллюстрация
Танк КВ-5
Проект танка КВ-4 инженера К.Буганова
Проект танка КВ-4 инженера К.Буганова
Танк КВ-3 фото
Танк КВ-3 схематическое изображение

Тяжелые эксперементальные танки КВ-3, КВ-4, КВ-5

 Рассказывая об отечественных предвоенных средних танках, нельзя не упомянуть об одном очень интересном проекте, что был выполнен под руководством А. Морозова в 1941 г. К сожалению, до нас о нем дошло немного, и потому о некоторых моментах можно только догадываться.С самого начала своей деятельности в качестве главною конструкгора Т-34 А. Морозов выступал с резкой критикой тяжелых танков как класса, уверяя, что "в современной войне тяжелые танки не будут играть важной роли, т. к. в виду большого веса и малой подвижности будут привязаны к ж. д. магистралям. Практика же показывает, что при одинаковом с тяжелым танком вооружении средний танк с броней 45-55 мм имеет большие преимущества в применении".

Видимо, поэтому при проработке специальных вариан тов А-43 в начале 1941 г. он предусматривал вооружение одного из них 57-мм танковой пушкой ЗИС-4, а другого – 107-мм пушкой Ф-42 при массе 34 т и бронировании 55 мм.

Возможно, замысел создания нового необычного танка возник у его автора, когда он анализировал результаты обстрела опытного образца Т-34 из ПТА со всех сторон. В заключении по результатам обстрела Т-34 А. Морозов особо отмечал: "Наименее опасными при обстреле Т-34 являются его задние ракурсы. Даже в случае пробития брони здесь танк может выйти из строя только в результате разрушения узлов трансмиссии или двигателя… В случае загорания двигателя экипаж покидает машину не пострадав…"

В конце марта 1941 г. начальник КБ-24 завода № 183 согласовал с АБТУ ТТТ на новый танк прорыва массой 35 т, с максимальной скоростью движения по гравийному шоссе 50-55 км/ч, вооружением из 76,2-мм пушки Ф-34, 57-мм пушки ЗИС-4 или 107-мм пушки Ф-42, трех пулеметов ДС-39, с броневой защитой, эквивалентной толщине 75-120 мм с лобовых ракурсов и 60-100 мм с бортов и кормы. Возможно, решение развернуть новый танк "задом наперед" родилось у него с целью улучшения защищенности танка с лобовых проекций, а также чтобы уберечь длинный ствол орудия от утыкания его в землю при маневрировании на пересеченной местности и при преодолении препятствий.

 

Таким образом, 20 апреля 1941 г. эскизный проект А-44 был выполнен ведущим конструктором А. Бером, а в мае его деревянная модель предъявлена на заседании макетной комиссии. Работы над танком планировалось продолжить во II полугодии 1941 г. с изготовлением опытного образа к новому 1942 г., с тем чтобы испытать его для принятия решения о введении данного типа танка в систему вооружения.

 

15 марта 1941 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) постановлением № 548-232сс обязывали Кировский завод перейти в июне на серийный выпуск танка Т-150, получившего обозначение КВ-3, со следующими ТТХ: "Боевой вес – 51-52 т, длина – 6760 мм, ширина – 3330 мм, высота – 3000 мм, клиренс 400 мм, броня 90 мм, вооружение – одна 76-мм пушка Ф-34, три пулемета ДТ, один пистолет-пулемет ППШ, боекомплект – 114 снарядов, 2900патронов (46 дисков), максимальная скорость по шоссе – 35 км/ч, боевая скорость по местности -15-20 км/ч, максимальный подъем 40 градусов, радиус действия – 250 км (10 часов), двигатель В-5 мощностью 700л.с, башня с командирской башенкой, радиостанция КРСТБ (с возможностью установки 71-ТК), гарантийный километраж 2000км".Поскольку серийные танки КВ обнаружили большое число недостатков и при этом их мощность летом 1940 г. была сочтена недостаточной, 17 июля было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б), в котором Кировскому заводу предписывалось к 1 ноября выпустить два танка с броней 90 мм, из которых один должен быть вооружен 85-мм пушкой Ф-30, а к 1 декабря два аналогичных танка, но уже с броней 100 мм. Но к 5 ноября завод сдал всего лишь один танк Т-150 с броней 90 мм и с пушкой Ф-32, а к 5 декабря один Т-220 с броней 100 мм и пушкой Ф-30.

При этом масса Т-150 превысила 50 т, и потому на него планировалось установить 650 л.с. дизель В-5, но был установлен лишь форсированный до 600 л.с. В-2. Внешне же танк почти ничем не отличался от ставших уже привычными КВ-1. Танк же Т-220 (в документах называется также КВ-220, "Объект 220") имел удлиненный корпус, растянутое на один каток шасси и увеличенную башню с 85-мм орудием Ф-30. Поскольку масса танка превысила 65 т, на него был установлен дизель В-5 мощностью 700 л.с. Однако оба танка, будучи переданными на испытания, недолго утешали своих создателей. Т-150 был снят с испытаний через месяц, когда его пробег лишь приблизился к 200 км. У него сильно перегревалось масло в двигателе, "вылетали" подшипники в КПП, причем все неприятности почему-то проявлялись именно при движении по шоссе на 3-й и 4-й передачах. Танк же Т-220 просуществовал на полигоне рекордно короткий отрезок времени. Дизель В-5 сломался уже на второй день. Танки были отправлены на доработку…

 

Завод начал подготовку к серийному выпуску улучшенного танка Т-150, но в марте – начале апреля 1941 г. высшее командование РККА получило данные о разработке в Германии тяжелого 45-тонного танка нового типа с бронированием 80 мм и более и с вооружением из 75-мм длинноствольной пушки или 105-мм гаубицы. Также имелись планы начала серийного производства указанных танков в 1942 г.

Нужно сказать, что эти сведения в целом соответствовали истине. Весной 1941 г. в Германии были вчерне завершены проектные работы над 45-тонным танком КБ "Порше АГ" VK 4501 (P) и 36-тонным танком фирмы "Хеншель и сыновья", VK 3601 (H), макеты которых 26 мая были показаны А. Гитлеру в его штаб-квартире в Бергхофе. Только вот выводы наше командование, по-видимому, сделало неверные. Немцы готовили свою тяжелую машину для завоевания британского наследства, имея в виду, что с СССР к тому времени будет покончено, тогда как командование РККА сочло её еще одним признаком проводящейся к 1942 г. реформы вермахта, которая была направлена против СССР.

В апреле по Наркомату тяжелого машиностроения вышел приказ № 231с.
"О танке КВ-3

1. Во изменение Постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) № 548-232 сс от 15 марта 1941 года приказываю.

а) установить броню КВ-3 лоб 115-120 мм, башни 115 мм;
б) вооружить КВ-3 107мм пушкой ЗиС-6 с начальной скоростью снаряда 800 м/с.

2. Башни КВ-3 изготавливать штампованными с углами наклона не менее 30 градусов под установку 107 мм пушки ЗиС-6, для чего директору Кировского завода т. Зальцману.

а) к 15 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом изготовить и подать Ижорскому заводу чертежи на измененную башню и корпус КВ-3;

б) к 25 апреля 1941 года совместно с Ижорским заводом предъявить на утверждение НКО СССР макет башни КВ-3;

в) завод № 92 обязан к 25 мая 1941 года подать на Кировский завод 107мм пушку ЗиС-6 с установочными деталями, установить в башне КВ-3 и вместе с Кировским заводом отработать бронировку системы;

г) завод № 92 НКВ обязан обеспечить подачу Кировскому заводу 107мм пушек ЗиС-6 на программу 1941 года в следующие сроки

– июль – 45
– август – 80
– сентябрь – 110
– октябрь – 110
– ноябрь – 110
и до 15 декабря – 65".

Но наше командование пошло дальше, и тот же приказ предписывал начать проектные работы также и по танкам КВ-4 и КВ-5 с основной броней корпуса соответственно 120-130 мм и 150-170 мм:

"О танке КВ-4
Директору Кировского завода т.Зальцману

1. Спроектировать и изготовить по тактико-техническим требованиям, утвержденным НКО СССР, танк КВ-4 (с удлиненной базой), вооруженный 107мм пушкой ЗиС-6 и основной броней 125-130 мм, предусмотрев возможность увеличения толщин брони в наиболее уязвимых местах до 140-150 мм.

2. К 1 октября 1941 года изготовить один опытный образец, для чего:
а) изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-4;

б) к 15 июня 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР макет и технический проект танка КВ-4;

в) учесть, что Ижорский завод обязан к 15 августа 1941 г. изготовить и подать на Кировский завод корпус и башню КВ-4.

О танке КВ-5
Директору Кировского завода т. Зальцману.

1. Спроектировать и изготовить к 10 ноября 1941 года танк КВ-5. Разработку конструкции корпуса танка и штампованной башни произвести совместно с конструкторами Ижорского завода исходя из следующих основных характеристик КВ-5:

а) броня – лобовая 170 мм, борт – 150 мм, башня – 170 мм,
б) вооружение – 107 мм пушка ЗиС-6,
в) двигатель – дизель мощностью 1200 л.с.,
г) ширина не более 4200 мм.

Предусмотреть при конструировании возможность транспортировки по железной дороге при всех условиях движения.

К 15 июля 1941 года изготовить и подать на Ижорский завод чертежи на корпус и башню КВ-5.

К 1 августа 1941 года предъявить на утверждение в НКО СССР и ГАБТУ КА макет и технический проект КВ-5.

Учесть, что Ижорский завод обязан изготовить и подать на Кировский завод к 1 октября 1941 г. корпус и башню КВ-5".

Для срочного изготовления КВ-3 КБ Кировского завода имело лишь один задел – танк Т-220 (КВ-220), на который 20 апреля 1941 г. был установлен дизель-мотор В-2Ф мощностью 650 л.с., с которым он, догруженный балластом до 70 т, в мае вышел на испытания длительным пробегом.

В ходе пробега танка длиной 1330 км выяснилось, что у танка "плохо переключаются передачи, гнутся оси опорных катков и балансиры, скручиваются торсионы подвески, мощности двигателя для 70-тонного танка не хватает". 20 мая КВ-220 встал на текущий ремонт, в ходе которого машина получила дизельный двигатель с наддувом В-2СН мощностью 850 л.с. С 30 мая танк снова вышел на испытания, и к 22 июня 1941 г. общий пробег машины составил 1985 км.

Параллельно в мае шло изготовление опытного образца КВ-3. К началу войны было завершено изготовление нижней части корпуса, шасси, трансмиссии, но штампованная башня завершена не была, опытный образец КВ-3 собран не был и в серии не изготавливался.

В конце апреля 1941 г. КБ Кировского завода начало разработку танка КВ-4. Однако ввиду того, что опыта разработки столь толстобронного танка не было, Ж. Котин объявил эскизное проектирование над ним на конкурсной основе.

Причем согласно уточненным ТТТ от АБТУ вооружение танка должно было состоять из 107-мм пушки, а также для экономии БК при ведении огня по легким танкам, пулеметным гнездам и живой силе предписывалось дополнить его также 45-мм пушкой обр. 1938 г.

Задание было стожным. Масса танка при выполнении задания получалась свыше 90 т. Соединение бронелистов представляло собой большую проблему, так как их сварка еще не была решена даже для 75-мм брони. Не было двшателей, надежных схем бортовых передач, механизма поворота для машин столь большой массы. Отдельную проблему представляли траки и подвеска столь тяжелого танка.

Всего в апреле-мае 1941 г. сотрудниками СКБ № 2 было разработано свыше 15 эскизных проектов КВ-4. Самый "легкий" из них – Н. Духова имел массу 82,5 т, самый тяжелый – Г. Крученых – 107 т. Победителем в конкурсе был назван инженер Н. Шашмурин, который совместил установленную в корпусе 107-мм пушку с 76-мм пушкой во вращающейся башне КВ-1.

 

Но ни один из проектов не рассматривался в качестве прототипа для изготовления опытного образца. И в июне работы по КВ-4 были прекращены в пользу КВ-5.

Для проектирования КВ-5 была образована бригада конструкторов в составе: К. Кузьмин (корпус), Л. Сычев (башня и установка вооружения), Н. Федорчук (ходовая часть). Старшим инженером КВ-5 был назначен Н. Цейц. При разработке КВ-5 были учтены все замечания, что поднимались при обсуждении проекта КВ-4.

В ходе проектирования получился мощный танк весьма необычной внешности. Для экономии массы корпус КВ-5 попытались сделать максимально низким – высотой 920 мм. Это привело к тому, что стрелок-радист и механик-водитель получили выступающие вверх башенки. В ромбовидной башне на погоне 1840 мм и под ней находилось довольно просторное боевое отделение танка, в котором находились командир, наводчик и, поскольку механизм досылания выстрела разработан не был, двое заряжающих.

Поскольку дизель М-40 для КВ-5 сделан не был, в июле 1941 г. танк был перепроектирован под параллельную установку двух дизелей В-2СН. Из-за невозможности изготовления штампованной башни с толстыми стенками в разработку была принята сварная. К августу проект КВ-5 был завершен, но из-за тяжелой обстановки под Ленинградом изготовление опытного образца отменено, а все силы КБ брошены на совершенствование конструкции танка КВ-1.

Источник: Свирин Михаил Николаевич  "Броневой щит Сталина."

 

 

Статьи по теме


© 2013 Танки Второй мировой.                                                                                                      Разработка pasaramos@gmail.com